Posted 25 мая 2023, 11:08
Published 25 мая 2023, 11:08
Modified 1 февраля 2024, 20:10
Updated 1 февраля 2024, 20:10
Губернатор Флориды Рон Десантис вчера, наконец, официально выдвинул свою кандидатуру на республиканских президентских праймериз. На самом деле «предкампания» (так это называется на политтехнологическом сленге) Десантиса идет уже минимум полгода, и ее неофициальным слоганом стал призыв «Сделаем Америку Флоридой!» (мерч давным-давно продается).
Слоган хороший, запоминающийся и отражающий важные элементы сравнительного позиционирования Десантиса: он — эффективный губернатор («человек дела — а не болтун»), добившийся в своем штате больших успехов и пользующийся благодаря этому во Флориде высокой поддержкой. Кроме того, Флорида — штат со своей особой социально-политической моделью, еще сравнительно недавно бывший колеблющимся и за 10 лет ставший устойчиво «красным», т. е. республиканским.
Проблема в том, что слоган, как наиболее запоминающаяся часть коммуникации, должен приносить больше пользы, чем вреда. В этом смысле идея «флоридизации Америки», прямо скажем, несколько сомнительна.
Во-первых, походя задевается чувство локального патриотизма и питающей его идентичности. В смысле: «Это как — сделаем Америку Флоридой? Это, типа, и Техас тоже? Езжай домой, умник, и там жри своих крокодилов!"(да, в солнечном штате их едят — не то чтобы прямо повсеместно, но это не экзотика).
Во-вторых, этот слоган совершенно не подходит для всеобщих выборов — на тот случай, если Десантис вдруг победит Трампа на республиканских праймериз. Тут речь пойдет уже не про локальную идентичность, а про экзистенциальную угрозу. В последние полгода политическая модель Флориды сильно сдвинулась куда-то в направлении Алабамы, где республиканцам давно не грозит конкуренция и поэтому можно чудить в свое удовольствие.
Очень убедительный пример — проблема абортов. Контролируемое республиканцами законодательное собрание Флориды недавно запретило в штате аборты после 6 недель беременности. При этом шестинедельный запрет на аборты не пользуется популярностью среди жителей Флориды, принадлежащих к любой из политических партий. Опрос, проведенный Университетом Северной Флориды в марте, показал, что 75% из 1452 респондентов заявили, что либо в некоторой степени, либо решительно выступают против шестинедельного запрета. Это касается и сторонников республиканцев, среди которых 61% не видят смысла в столь жестких ограничениях. Напомним, что женская физиология — тема очень запутанная, и вполне возможны ситуации, когда женщина узнает о беременности уже по истечении 6 недель после зачатия. 15 недель — это более разумная разделительная черта.
Почему же тогда депутаты идут против мнения народа в целом и собственных избирателей в особенности? А потому, что штат — это еще не вся страна, и поэтому ограничение во Флориде — проблема, но не катастрофа. Поезда из Майами в Нью-Йорк ходят три раза в день, и билет стоит $150. А там делай что хочешь!
Сам Десантис по другому поводу (запрещая финансирование преподавания курсов по традиционно левой культурной тематике в колледжах Флориды) сформулировал этот тезис очень четко: «хотите изучать гендерную идеологию — езжайте в Беркли» (т.е. в Калифорнию).
В общем, страна сильна именно федерализмом и многообразием социально-политических моделей. Если кому чего в нашем флоридском садике не нравится — пусть катятся в Беркли! А «сделаем Америку Флоридой» — намек на то, что не будет больше никакого Беркли и станет некуда бечь. Ничуть не выдумываю, именно по вопросу абортов Десантис уже высказался за ограничение на федеральном уровне, а Трамп в противовес поддержал право каждого штата решать эту проблему по своему усмотрению.
Итого «сделаем Америку Флоридой» — угрожающий демократическим штатам месседж, который может сильно способствовать мобилизации демократического электората.
Теперь, внимание, вопрос: неужели Десантис глуп и не умеет сложить два и два — или, может, у него нет денег на хороших политтехнологов?
Оба варианта мимо. Деньги у Десантиса есть, сто миллионов на кампанию уже собрал, толком еще не приступив к фандрайзингу. И сам Десантис на безграмотного простофилю не похож, у него, как говорил один герой классического кинофильма, «десять классов на лбу написано». У Десантиса, кстати, надписей на лбу целых две: про окончание Йельского университета и про докторскую степень Гарварда (еще на щеке вразрез мелкими буквами — «Не забуду родной Гуантанамо», но это отдельная тема).
Короче, если Десантис делает вещи, которые стороннему наблюдателю кажутся глупыми, то это либо потому, что глуп сам наблюдатель (этот вариант никогда нельзя исключать), либо у Десантиса мыслишка какая имеется.
Я предполагаю, что Десантис в 24 году становиться президентом США всерьез не планирует, а нарабатывает символический капитал на 28 год. В этом случае ему нужно занять на республиканских праймериз второе место и закрепить за собой социально-консервативное крыло партии (отсюда и пляски на теме неродившихся младенцев). Обе задачи абсолютно реалистичны.
Кстати, у республиканцев есть целая традиция, когда политик, занявший второе место на президентских праймериз, становится их победителем в следующем цикле. Маккейн был вторым в 2000 году и номинировался в 2008-м, Ромни — вторым в 2008-м и кандидатом от партии в 2012-м. Так что вполне разумная стратегия.
Еще есть вариант, при котором Трамп в 24 году предложит Десантису пост вице-президента, но думаю, что это маловероятно. Тим Скотт (чернокожий сенатор-республиканец) подойдет Трампу значительно больше. Даже пара дополнительных процентов голосов афроамериканцев могут отделять для него поражение от победы.
Вадим Гончаров, политолог