Posted 24 мая 2023, 14:19
Published 24 мая 2023, 14:19
Modified 1 февраля, 20:10
Updated 1 февраля, 20:10
Все республики Центральной Азии получают несомненные экономические преимущества от сотрудничества с Россией в условиях санкционного давления на нее. Однако под угрозами контрсанкций следует ожидать осторожной политики со стороны Казахстана и Узбекистана, а для остальных стран региона мало что изменится.
США и Евросоюз не имеют значительных ресурсов и возможностей для реализации позитивной повестки в Центральной Азии, которая геополитически уже оформилась как сфера влияния России и Китая. Тем не менее в рамках этой диспозиции США и Евросоюз, скорее, концентрируются не на позитивной повестке развития Центральной Азии, а навязывают инициативы, которые призваны ослабить влияние России и Китая на регион, а также активно продвигают свои малопонятные местной элите нарративы про «демократию и права человека». Такая ситуация была заметна еще до СВО, а после ее начала акцент был сделан на необходимости борьбы с обходом санкций с помощью стран региона, и прежде всего — Казахстана и Узбекистана.
В отношении трех остальных республик Центральной Азии потенциальное, в том числе и корректирующее, влияние США и Евросоюза кратно слабее. Туркменистан ориентирован на экспорт газа в Китай и Россию: повестка экономического взаимодействия с западными странами этой республики достаточно ограничена. Аналогичное касается и Киргизии, и особенно Таджикистана, которые экономически плотно завязаны на Россию.
Экономики Казахстана и Узбекистана намного сложнее — и, как следствие, их глобализационный потенциал намного выше. Что, в свою очередь, дает возможности для США и других стран Запада третировать руководство этих государств за несоблюдение (или возможное несоблюдение) санкционного режима. Источник в Астане указывает, что местный истеблишмент устал от постоянных звонков из Госдепа, Варшавы и далее по списку, которые в основном заключаются в просьбах, переходящих в угрозы, соблюдать санкции. Аналогичные настроения фиксируются и среди элит в Ташкенте. При этом и Узбекистан, и Казахстан плотно и многими нитями связаны с российской экономикой и заинтересованы в развитии контактов по разным направлениям.
Требования руководству Казахстана и Узбекистана соблюдать санкции и угрозы контрсанкций по сути означают навязывание политической воли западных лидеров, которая заключается в стремлении принудить к отказу от повестки развития в угоду геополитическим интересам Запада. Эти республики Центральной Азии будут, скорее, демонстрировать видимость дистанцирования от России и ее экономического сотрудничества, но саму повестку взаимовыгодного сотрудничества сворачивать не собираются.
Значимый фактор в этом вопросе — позиция Китая <…> Очевидно, что и Россия, и Китай заинтересованы в минимизации влияния США на дела этого региона и недопущении навязывания внешними игроками собственных правил игры. Тем более что они не отвечают геополитическим интересам ни России, ни Китая, ни республик Центральной Азии.
Telegram-канал «Незыгарь»