Posted 20 мая 2023, 07:39
Published 20 мая 2023, 07:39
Modified 1 февраля, 20:09
Updated 1 февраля, 20:09
Бывают интересные совпадения во времени. Когда в японской Хиросиме на открывшемся саммите G7 обсуждали и осуждали экономический экспансионизм Пекина, в древнем китайском Сиане проходил саммит Китая и пяти постсоветских стран Центральной Азии, на котором Си Цзиньпин подчеркнуто выступал в роли надежного и доброжелательного партнера.
Это была первая совместная встреча лидеров Китая, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которая создала новый формат их взаимоотношений. Участники встречи подписали семь документов, включая Сианьскую декларацию саммита Китая и Центральной Азии. Было объявлено об официальном учреждении механизма такого саммита, который будет проходить раз в два года поочередно во всех странах-участницах, и о создании постоянного секретариата саммита в Китае.
Судя по всему, председатель Си сейчас делает серьезную ставку на наращивание влияния Китая в центральноазиатском регионе, в первую очередь — в Казахстане. Впрочем, интерес к укреплению отношений был явно взаимным. 17 мая Си встретился с Касым-Жомартом Токаевым, тепло поздравив того с 70-летием и заявив о «прочной дружбе» между двумя странами. 18 мая китайский лидер по отдельности пообщался с четырьмя другими участниками саммита, особо отметив, что страны региона независимо выбирают пути развития и что их суверенитет, безопасность и территориальная целостность будут гарантированы. Были подписаны двусторонние соглашения о развитии торговли, инвестициях в инфраструктуру и технологии и безвизовых поездках.
А 19 мая состоялась общая встреча саммита, на которой Си выступил с большой речью. Он анонсировал масштабную помощь Китая в развитии Центральной Азии, выразил готовность Пекина координировать стратегии развития с пятью странами региона и способствовать их модернизации. В частности, Пекин будет побуждать китайские компании в этих странах создавать новые рабочие места, строить транспортные хабы и товарные склады, запустить специальное железнодорожное сообщение, нацеленное на развитие туризма. Будет ускорено строительство четвертой ветки газопровода, идущего из Казахстана в Китай. Было объявлено, что Китай предоставит странам региона 26 млрд юаней ($3,8 млрд) в виде финансовой помощи. В долгосрочном плане в рамках знакового китайского проекта «Один пояс, один путь» будут предприняты усилия по строительству транс-Каспийского международного транспортного коридора.
Все эти планы строятся не на пустом месте. Пекин уже вложил многие миллиарды долларов в нефте- и газопроводы, шоссе и железные дороги, по которым богатые природные ресурсы Центральной Азии перемещаются в Китай. Объем взаимной торговли между Китаем и странами региона в 2022 году достиг рекордного уровня в $70 млрд, из них на Казахстан приходится $31 млрд. Более половины импорта Китая из этих стран составляют энергетические ресурсы: уголь, сырая нефть, природный газ. Показательно также, что в своей речи Си Цзиньпин заявил о готовности Китая помогать центральноазиатским странам укреплять правоохранительные органы, безопасность и наращивать обороноспособность.
Комментируя итоги саммита, китайские государственные СМИ, с одной стороны, подчеркивают историческое значение этого события, а с другой — категорически отрицают, что оно как-то задевает интересы России, которая традиционно относила Центральную Азию к своей сфере влияния. Между тем очевидно, что Китай стремится максимально использовать ситуацию, когда внимание и ресурсы России сосредоточены на украинском конфликте.
Более того, после начала российской СВО некоторые страны Центральной Азии стали настороженно относиться к целям Москвы в регионе, и Пекин неслучайно подчеркивает необходимость обеспечения безопасности и суверенитета этих стран. Конечно, речь не идет о том, что центральноазиатские страны отворачиваются от России. В конце концов, лидеры всех пяти стран присутствовали в Москве на параде Победы 9 мая. Но это был скорее символический жест. В своей же текущей работе руководство этих стран, похоже, будет все в большей степени ориентироваться на взаимодействие с великим южным соседом.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co