Posted 19 мая 2023, 07:21
Published 19 мая 2023, 07:21
Modified 1 февраля, 20:09
Updated 1 февраля, 20:09
Внешняя политика Казахстана основана на безусловном приоритете национальных интересов — как и у любой другой страны. Отсюда и ее многовекторный характер.
Казахстан не хочет идти на конфликт с Западом и попадать под вторичные санкции. Поэтому российским грузоперевозчикам, занимающимся параллельным импортом, стало значительно сложнее транспортировать продукцию через Казахстан, что ведет к росту стоимости доставки. А Центральный депозитарий Казахстана приступает к принудительной сегрегации финансовых инструментов россиян и белорусов по требованию международных клиринговых центров Euroclear и Clearstream.
Также Казахстан увеличивает экспорт нефти в обход России после поручения президента Касым-Жомарта Токаева найти альтернативные маршруты для продажи сырья: в первом квартале 2023 года экспорт в обход России увеличился в шесть раз из-за использования транскаспийского морского маршрута — из порта Актау в Баку. Поддержка российской специальной военной операции в Казахстане не приветствуется — занявший такую позицию депутат Азамат Абильдаев был исключен из партии «Ак жол» и лишен мандата. И участие граждан Казахстана в СВО наказывается согласно Уголовному кодексу.
Но при этом нельзя забывать, что именно военная поддержка России во многом позволила президенту Токаеву сохранить свою власть в январе 2022 года. В том числе вселив уверенность в колеблющуюся часть казахстанских силовиков и позволив Токаеву высвободить силовой ресурс для того, чтобы победить своих противников на улицах. Россия через ресурс ОДКБ готова защищать существующие режимы в странах Центральной Азии, исходя из того, что альтернативы рискованнее — особенно если они связаны с исламским фактором.
Непростительный с точки зрения России «грех» — это размещение военных объектов США на своей территории, но все центральноазиатские лидеры сейчас это понимают и не размещают.
Казахстан готов идти навстречу России и в конкретных вопросах. И речь идет не только о символической политике, когда президент Токаев, как и другие лидеры ОДКБ, приезжает в Москву на празднование Дня Победы. Но и о сущностных темах. Например, в Казахстане приветствуют выгодных для экономики аполитичных российских релокантов, к которым у властей России нет юридических претензий — однако майор ФСО, бежавший в Казахстан, в прошлом году был депортирован обратно. Российскую политическую оппозицию в Казахстане также не приветствуют, в том числе и по причинам, связанным со внутренней стабильностью.
Так будет и дальше — это и называется многовекторностью.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»