Posted 25 апреля 2023, 08:45

Published 25 апреля 2023, 08:45

Modified 1 февраля, 20:05

Updated 1 февраля, 20:05

Telegram-канал «Наивная политология». Почему политикам стало выгодно быть скандальными и эпатажными

25 апреля 2023, 08:45

Скандальность длительное время является важнейшим элементом жизни звезд шоу-бизнеса как внутри России, так и за ее пределами: продюсеры прекрасно понимают, что скандал — отличная возможность продвинуть упоминаемость артиста, попасть на страницы таблоидов. Отсюда публичные сообщения о наркозависимости звезд, эпатаж, неадекватное поведение и иные, в том числе, казалось бы, постыдные способы привлечения к себе внимания. Любое бесплатное упоминание селебрети — это своеобразная реклама, способ поднять продажи, напомнить о старых хитах или рассказать о новых.

Несмотря на приход спецоперационной постнормальности, работники шоу-бизнеса, к ужасу блока пропаганды, продолжают жить прежней жизнью, эпатируя странными и двусмысленными образами. Ведь для них ничего не поменялось — напротив, «отвалился» большой пласт артистов, не поддержавших спецоперацию и потому выбывших из конкурентной борьбы. К радости оставшихся.

Удивительнее обнаружить влияние эпохи величия на поведение политических фигур. Скандальные политики стали даже более распространенным явлением, чем скандальные звезды, — все потому, что в новейшее время статус селебрити приобретают в первую очередь фигуры политического характера. Причины подобного явления довольно просты.

1. Кризис альтруистической и позитивной политики. Немногие партии, пытающиеся сохранить профессиональный подход с наличием политической, экономической программы, не получают от серьезной работы политической выгоды. Деградация политиков и избирателей по мере сокращения среднего класса и общего уровня образования населения задает запрос электорально активных групп социума лишь на хлеб и зрелища, в то время как многочисленные разговоры о фальсификациях выборов демотивируют интеллектуальную часть общества принимать в них участие.

Достаточно провести эксперимент: выставить двух кандидатов, один из которых будет читать лекции о сложных для непрофессионала особенностях своей программы, а другой прославится на телевидении и в соцсетях тем, что, спеша на встречу с космонавтами-физкультурниками, упадет с лестницы и повысит содержание метана в атмосфере отдельно взятого помещения. Победа второго кандидата очевидна — с учетом нынешней природы активного и пассивного электората.

2. Монополизация «правильности» главной политической силой, борьба с конкуренцией. Так как публичная политика перестала быть местом для дискуссий, невыгодных правящему классу, однако демократические обряды сохраняются, политические силы вынуждены искать новые способы привлекать к себе внимание. Что проявляется в эпатажном поведении, странных и неадекватных заявлениях и законопроектах, критерий допустимости которых (инициатор должен являться «спойлером») — наглядно демонстрировать электорату, насколько ужасные люди придут к власти в случае смены актуального политического режима, привязывая срок жизни государства к сроку жизни правителя.

3. Сдвиг окна Овертона в сторону безумия, связанный не только с пропагандой и популизмом, но и со старением социума, в особенности групп, участвующих в электоральных процессах, недостатком адекватной психиатрической помощи, влиянием пандемии на психику нации.

4. Политтехнологии. В настоящее время активно используются наработки не европейских, а американских авторов, основанные на принижении умственных способностей граждан в целом, стремлении к упрощению. По большому счету, любой популист стремится уподобить себя политической тульпе «большинства» в представлении далеких от социума теоретиков: темного, дикого и горластого.

Итогом является нынешняя политическая реальность, в которой эпатаж и скандальность становятся основными социальными лифтами для политиков, что неизбежно ведет к меритоциду, усиливает какократические явления.

Telegram-канал «Наивная политология» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Подпишитесь