Posted 24 апреля 2023, 07:00
Published 24 апреля 2023, 07:00
Modified 30 марта, 08:13
Updated 30 марта, 08:13
В Европарламенте уже чувствуется подготовка к очередным выборам, которые состоятся через год, после чего пройдет и обновление состава Еврокомиссии. Европарламентарии торопятся принять решения, которые они смогут представить в ходе будущей избирательной кампании.
В четверг они одобрили несколько решений, касающихся одной из самых застарелых и болезненных проблем — неупорядоченной внешней миграции. После мощнейшего миграционного кризиса 2015-16 годов эта проблема вызвала острые противоречия между странами средиземноморского побережья (Грецией, Италией, Испанией), куда прибывали беженцы, и странами Центральной и Восточной Европы, которые наотрез отказывались принимать их у себя. В результате союзная система регулирования миграции оказалась в ступоре.
В 2020 году Еврокомиссия представила «Новый пакт по миграции и предоставлению убежища», но он в условиях пандемии коронавируса, когда острота миграционной проблемы снизилась, остался без движения. Сейчас приток мигрантов вновь резко увеличился: в 2022 году было зарегистрировано около 330 тыс. незаконных пересечений границ ЕС — самый высокий показатель после 2016 года. И это вдобавок к почти 5 млн беженцам из Украины, получившим в ЕС статус временной защиты.
Поэтому неудивительно, что Европарламент решил вернуться к этому пакту и подкрепить его своим авторитетом. Причем если раньше европарламентарии критиковали ужесточение миграционной политики, происходившее и в отдельных странах ЕС, и в недрах евробюрократии, то сейчас наблюдается их сдвиг от ценностных к прагматичным подходам.
В частности, законодатели одобрили новые правила регистрации незаконных мигрантов, предусматривающие их более быструю и полную верификацию. Эти правила нацелены на то, чтобы ускорить депортацию тех, кому отказано в предоставлении убежища, и затруднить их перемещение между странами ЕС.
Показательно, что за день до этого Европарламент принял резолюцию, которая поддерживает выделение средств из бюджета ЕС на укрепление внешних границ союза. Впрямую об использовании общих средств ЕС для строительства пограничных стен и заборов в резолюции не сказано, но эта идея, еще недавно с порога отвергавшаяся Еврокомиссией, находит все более широкую поддержку. Интересно также, что руководство фракций социал-демократов и либералов выступало против указанной резолюции, но немало депутатов из этих фракций ее поддержали.
Наибольшее внимание в четверг привлек вопрос о том, какую позицию Европарламент займет по самой острой проблеме — о взаимодействии между государствами ЕС в деле размещения нелегальных мигрантов для снижения нагрузки на страны прибытия. Эта позиция оказалась компромиссной.
Законодатели выступили за то, чтобы в обычных обстоятельствах члены ЕС добровольно устанавливали себе квоты по количеству соискателей убежища, которых они посчитают возможным принять. Но в чрезвычайных ситуациях, которые определяются как «массовый и внезапный наплыв мигрантов» в конкретную страну, Еврокомиссия должна получить полномочия вводить в действие кризисный механизм и определять квоты для перемещения мигрантов в другие страны в соответствии с их населением и размером ВВП.
Такой подход поддержали три самые крупные фракции Европарламента: консервативная Европейская народная партия, левоцентристские социал-демократы и либералы, а также крайне правые депутаты из Италии. Однако это не значит, что возможность обязательного перемещения соискателей убежища между странами будет в конечном итоге принята на уровне ЕС. Европарламент теперь должен будет согласовывать свои решения с Евросоветом, объединяющим правительства всех 27 членов ЕС. Практически наверняка найдутся страны (в первую очередь Венгрия и Польша, возможно, страны Балтии), которые выступят против. Так что вовсе не факт, что до новых выборов в Европарламент у ЕС появится внятная и эффективная миграционная политика.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co