Posted 20 апреля 2023, 07:00
Published 20 апреля 2023, 07:00
Modified 1 февраля, 20:05
Updated 1 февраля, 20:05
Трансформация российской системы образования продолжается. Несмотря на угасший интерес к теме со стороны СМИ, идут горячие дискуссии о содержании и конкретных шагах, необходимых для перехода от западной модели обучения к (традиционной) российской.
Основные краеугольные камни, вокруг которых разгораются споры:
1. Сроки обучения: традиционная пятилетка, 4+2, 4+1 или 2+2+2. При этом у вузов в нынешнем законодательном поле есть возможность самим выстраивать свою образовательную модель. И даже если министерство в принудительном порядке определит новый подход, на практике университеты смогут продолжить обучение без изменений, исходя из собственных потребностей.
К тому же разным типам вузов необходимы свои собственные образовательные модели. Сделать так, чтобы эта вариативность была грамотно отражена в новом документе (или рекомендациях), — главная сложность.
2. Формы обучения: единые модели или самостоятельные системы. С одной стороны, давно назрела стандартизация базовых курсов, ведь и технические, и гуманитарные вузы допускают широкую вариативность программ, многие из которых оторваны не только от времени, но и от рынка. С другой стороны, стандартизация может ударить по топ-вузам, в которых собственные образовательные программы находятся на качественно ином уровне по сравнению с конкурентами.
3. Рейтинги вузов и публикационная активность. Пока неясно, из каких показателей будет складываться новый (единый) всероссийский рейтинг университетов, однако очевидно, что решение о его выходе будет приниматься на уровне правительства. Как при этом будет происходить отказ от учета публикаций в западных журналах — непонятно.
4. Уменьшение числа университетов. Очевидно, что качественное преобразование образовательной системы приведет к снижению числа вузов, работающих в стране. Первыми, судя по всему, пострадают непрофильные направления подготовки, однако с учетом возрастающего тренда на смежные специальности подходить к процессу «ликвидации» необходимо крайне осторожно. Учитывая, например, важную роль гуманитарных знаний в области инженерного проектирования.
Telegram-канал «Незыгарь»