Posted 13 марта 2023, 07:55
Published 13 марта 2023, 07:55
Modified 1 февраля, 19:57
Updated 1 февраля, 19:57
Прошедший 10 марта саммит Эммануэля Макрона и Риши Сунака в Париже подтвердил сильное желание нового британского премьера отказаться от евроскептических подходов Бориса Джонсона и оставить позади распри, которые характеризовали отношения Великобритании с ЕС — и особенно с Францией — после брексита. Это был первый саммит двух крупнейших военно-ядерных держав Европы за пять лет, и, помимо лидеров, в нем участвовали по семь министров с каждой стороны, а также представители бизнеса.
Макрон и Сунак демонстрировали подчеркнуто дружелюбный характер общения, не скупились на теплые слова и пожелания более тесного сотрудничества. В течение часа они общались наедине, без помощников и переводчиков.
На пресс-конференции после переговоров Макрон заявил: «Это исключительный саммит, момент воссоединения. Мое желание, безусловно, соответствующее нашей истории, нашей географии, нашей ДНК, я бы сказал, состоит в том, чтобы иметь наилучшие отношения и самый тесный союз. У нас есть воля работать вместе в Европе, на которую возложена новая ответственность».
В свою очередь, Сунак подчеркнул, что Британия покинула ЕС, но она «не покинула Европу». Признав, что отношения между двумя странами «сталкивались с вызовами в последние годы», он продолжил: «Сегодня мы подняли сотрудничество на беспрецедентный уровень. Мы пишем новую главу в наших отношениях. Я безмерно воодушевлен в отношении будущего, которое мы можем строить вместе. Merci mon ami».
На саммите была подтверждена взаимная решимость оказывать военную помощь Украине и выражено намерение укреплять оперативную совместимость вооруженных сил Франции и Британии, включая общую разработку ракетных и противовоздушных систем. Были подписаны два соглашения по сотрудничеству в сфере ядерной энергетики. Достигнута договоренность об облегчении школьных и культурных обменов.
Но в фокусе внимания на саммите находилось новое соглашение между Британией и Францией по противодействию нелегальной миграции через Ла-Манш. Здесь Сунак руководствуется вполне прагматическими соображениями. 7 марта его кабинет представил новый законопроект «О незаконной иммиграции», который лишает мигрантов, прибывающих на британские берега через Ла-Манш на небольших лодках, права подавать прошение об убежище и предусматривает их задержание и скорейшую депортацию. Этот законопроект столкнулся не только с моральной критикой со стороны правозащитников, но и с сомнениями в его будущей эффективности, поскольку неясно, где содержать десятки тысяч нелегальных иммигрантов в ожидании высылки и куда их высылать.
Понятно, что Лондон заинтересован в максимальном сокращении числа нелегалов, прибывающих из Франции, а для этого необходима помощь Парижа. Британия уже несколько лет платит Франции деньги на укрепление береговой охраны. В 2022 году французские полицейские перехватили около 30 тыс. мигрантов, отправлявшихся к британским берегам (добрались туда 45 тыс.), и арестовали около 500 криминальных перевозчиков. 10 марта было достигнуто соглашение о значительном увеличении такого финансирования: Лондон перечислит Парижу 541 млн евро в течение трех лет.
Эти средства позволят увеличить число французских полицейских, патрулирующих побережье Ла-Манша, на 500 человек, использовать больше дронов и вертолетов наблюдения, создать круглосуточный командный центр с присутствием британских офицеров связи для координации действий по перехвату лодок с мигрантами. Наконец, к 2026 году на севере Франции должен быть создан большой центр для изоляции тех мигрантов, которые неоднократно пытались отправиться в Британию. Известно, что на все эти проекты Париж выделит намного больше денег, чем Лондон, но цифры не раскрываются.
Однако в одном важном вопросе Сунаку не удалось добиться подвижек. Он предполагал обсудить в Париже возможность заключения соглашения о возврате нелегальных мигрантов обратно во Францию. После переговоров Макрон однозначно заявил, что Британия должна договариваться о таком соглашении с ЕС в целом. А это дело долгое, если вообще реальное. Так что высылать прибывающих нелегалов Лондону будет по-прежнему некуда.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co