Posted 10 марта 2023, 10:38
Published 10 марта 2023, 10:38
Modified 1 февраля, 19:57
Updated 1 февраля, 19:57
Понимая роль цен бензина в формировании настроений населения, правительство России официально объявило, что его целью на 2023 год является «удержать рост цен в новом году в пределах уровня инфляции».
Но эксперты рынка предупредили, что многое зависит от биржевых котировок на начало сезона — чем они выше, тем выше вероятность серьезного увеличения цен на топливо.
И похоже, россиянам вскоре предстоит проверить правильность этого опережающего индикатора развития событий: резкое падение экспортных доходов нефтяных компаний спровоцировало на российском рынке бензина рекордное за 5 лет повышение цен.
Стоимость марки «Регуляр-92» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с середины января подскочила на 48% и во вторник впервые за год превысила 49 тыс. руб. за тонну. Бензин «Премиум-95» начал стремительно дорожать еще в феврале — вскоре после того, как Евросоюз ввел эмбарго на российские нефтепродукты. Чуть больше чем за месяц его цена выросла на 36% — до рекордных с августа 52 тыс. 82 руб. за тонну.
Причина такого роста цен известна — это решение Минфина с 1 апреля 2023 года снизить компенсации нефтяникам в рамках демпферного механизма. При применении этого механизма государство компенсирует часть затрат производителям, если экспортные цены выше условных внутренних. В случае противоположной ситуации нефтекомпании перечисляют часть дохода в бюджет государства.
В прошлом году нефтекомпании получили по демпферу около 2,2 трлн руб. при бюджетном дефиците в 3 трлн руб.
Внесенный в Госдуму в конце прошлой недели законопроект снижает в этом году величину экспортной цены на дизтопливо и бензин, в результате бюджет может сэкономить более 20 млрд руб. в месяц, по оценкам собеседников «Ъ». Среди нефтекомпаний наибольший негативный эффект может возникнуть у «Газпром нефти», у которой наиболее высокая доля собственной переработки нефти относительно добычи.
По оценкам Минфина, суммарно в этом году бюджет может получить от увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль за счет корректировки демпфера и изменения формулы цены на нефть, применяемой для налогообложения, более 600 млрд руб.
Правда, эксперты полагают, что предпосылок для длительного увеличения цен на топливо сейчас нет: запасов достаточно, а «серый экспорт снизился вдвое».
Посмотрим…
Игорь Липсиц, экономист