Posted 9 марта 2023, 17:00

Published 9 марта 2023, 17:00

Modified 1 февраля, 19:57

Updated 1 февраля, 19:57

Telegram-канал Proeconomics. Рост китайской экономики больше невозможен без огромной долговой подпитки

9 марта 2023, 17:00

Уходящий премьер-министр Китая Ли Кэцян поставил цель роста ВВП на уровне 5% в 2023 году. Это ниже, чем прошлогодняя цель правительства в 5,5%, которая не была выполнена (ВВП Китая прибавил около 3%, по неофициальным данным динамика была на уровне 1-1,3%). В этот раз китайское руководство пытается быть более реалистичным.

Многие аналитики сосредоточились только на этом плане китайского правительства по обеспечению роста ВВП. Однако и сам Ли Кэцян, и многие выступавшие на сессии китайского парламента говорят о двух более важных проблемах Китая.

Первая из них — госдолг. Дефицит бюджета установлен на уровне 3% ВВП на 2023 год, что несколько выше, чем в прошлом году (2,8%), но ниже, чем на 2020 год (3,6%) и 2021 год (3,2%). Но этот план по долгу многими считается нереалистичным. Согласно подсчетам Bloomberg, основанным на данных Минфина КНР, дефицит бюджета с января по ноябрь 2022 года составил 7,75 трлн юаней ($1,1 трлн) — это примерно 7% ВВП, т. е. вдвое выше плана.

Кстати, если бы у российского бюджета был дефицит, как в Китае, т. е. 7% ВВП, это соответствовало бы примерно 10 трлн руб. в год. Как мы видим, с таким госдолгом можно не просто жить, а развиваться. Экономики Восточной Азии показали, что большой дефицит бюджета не страшен, пока госдолг остается внутренним, а экономика продолжает расти. Страшен госдолг внешний, и еще более страшно, когда дефицит бюджета случается в стагнирующей экономике. Темпы прироста госдолга должны быть ниже темпов роста экономики.

Рост китайской экономики больше невозможен без огромной долговой подпитки. Кроме центрального правительства, продолжают накапливать госдолг и региональные. Выпуск облигаций специального назначения местных органов власти на 2023 год запланирован на уровне 3,8 трлн юаней (примерно $500 млрд), и он незначительно превышает средний показатель за период с 2020 по 2022 год (от 3,65 трлн до 3,7 трлн юаней). Но сегодня даже в самом Китае мало кто верит, что местным правительствам удастся удержаться в рамках этого плана. Главным источником дохода регионов является продажа земли под застройку. Но китайский рынок жилья находится в страшном кризисе (с падением продаж жилья примерно на 20% год к году), многие крупные застройщики — в преддефолтном состоянии, и выручка за землю в таких условиях будет минимальной. Скорее всего, дефицит бюджетов местных правительств также будет около 7-8 трлн юаней в год ($1 трлн).

Вторая проблема — это огромный уровень безработицы среди молодежи, который достиг 20%. Это косвенный индикатор остановки социальных лифтов для молодежи. Из-за роста автоматизации производств китайская экономика сейчас очень скупо создает рабочие места. В заключительном правительственном отчете Ли Кэцяна говорилось о плане создания 12 млн новых рабочих мест в 2023 году. Прошлогодний план предусматривал создание 11 млн новых рабочих мест, но не был выполнен даже на половину (по разным оценкам, в 2022 году появилось только 4-5 млн рабочих мест).

Понятно, что обе проблемы невозможно решить за год, и даже за два-три года. Большой госдолг и высокий уровень молодежной безработицы — на долгие годы. Пока у Китая не видно новой экономической модели, которая смогла бы пусть не победить, но хотя бы уменьшить остроту этих проблем.

Telegram-канал Proeconomics

Подпишитесь