Posted 9 марта 2023, 10:30
Published 9 марта 2023, 10:30
Modified 1 февраля, 19:57
Updated 1 февраля, 19:57
Грузия второй год подряд на фоне ухудшения ситуации в мировой экономике показывает двузначный рост ВВП. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили говорил, что причиной такого экономического чуда стала «правильная позиция» страны.
То есть Грузия, с одной стороны, не поддержала введение антироссийских санкций, а с другой — обещает не способствовать обходу санкций тех стран, которые их ввели. Плюс вклад в экономику и финансы российских мигрантов: люди привезли деньги, открывают новые бизнесы. В общем, с экономикой вроде все относительно неплохо, но не все хорошо с евроинтеграцией.
Большая часть грузин — за европейский путь развития. И тех, кто за «Грузинскую мечту», и тех, кто за оппозицию. И тут вдруг этот законопроект об «иноагентах». Для протеста нужны триггеры и лидеры. Триггер появился. Лидеры есть, хотя тут не все однозначно.
Оппозиция в Грузии никак не перережет пуповину, связывающую ее в глазах большинства с Саакашвили. А к Саакашвили большинство настроено негативно. Если быть точным, негатив вызывает поздний Саакашвили. Война 2008-го — это очень глубокая травма.
И есть еще парламентские выборы 2024 года. Под них законопроект и предлагался. Инициаторами законопроекта выступили депутаты парламента Грузии, представляющие общественное движение «Сила народа».
В августе 2022 года группа депутатов парламента из правящей партии «Грузинская мечта» покинула партию и основала общественное движение «Сила народа». Среди них — Михаил Кавелашвили, Созар Субари, Дмитрий Хундадзе, Гурам Мачарашвили. В качестве причины выхода из партии и создания собственного движения депутаты называли недовольство процессом евроинтеграции Грузии.
Похоже на игру теневого правителя Грузии Иванишвили в две руки. Созданная им «Грузинская мечта» — за евроинтеграцию. «Сила народа» критикует прозападный дискурс. Напоминает отношения ЕР и ЛДПР (правда, ЛДПР как старейшая партия РФ возникла самостоятельно) — в том смысле, что партии разные, а дело делают одно. Одни — старший партнер и системообразующая партия. Другие, заявляя о субъектности, по сути — младший партнер в общем деле, поэтому заявляют и делают то, что не могут или не хотят первые. Пальцы разные, а рука одна.
Проверили реакцию общества на законопроект об иноагентах. Взвесили за и против, будущие «прибыли» и текущие потери, отступили.
Население продолжат пугать тем, что оппозиция выступает за украинизацию Грузии и войну с Россией. Выборы 2024-го в Грузии будут интересными и драматичными. Борьба за умы и сердца в самом разгаре. Запасемся попкорном.
Константин Калачев, политолог