Posted 21 февраля 2023, 13:20
Published 21 февраля 2023, 13:20
Modified 1 февраля, 19:54
Updated 1 февраля, 19:54
Про ДСНВ я не скажу лучше академика Арбатова, но по мне это — главная часть послания. Мы, наверное, пока не оценили. И дай бог, чтобы у нас не было такой возможности. Дай бог, чтобы мир отошел от этой грани. При этом ведь очевидно, что решение Путина о приостановке участия России в договоре — чисто формальное, де-факто он не работает с момента начала спецоперации. И не может работать, потому что для его действия нужны добрая воля и хотя бы минимальные отношения. История нас научила, что именно это главное, а не то, что написано на бумажке.
Во всем остальном послание максимально ожидаемое. Вот буквально все, чего ждали, то и было. Прогнозы оглашенных про мобилизацию или что похуже не оправдались и не могли оправдаться. Дело в том, что в России не может быть мобилизации к празднику. Тем более — ко Дню защитника Отечества. Вот про них, защитников, и говорилось много. Им почет, уважение и социальные блага. А тем, кто увез из России капиталы, никакого почета и уважения.
Обо всем этом было много… Но не было про саму спецоперацию. Ее ход, тактику и стратегию, а тем более цели и временные рамки. С одной стороны, Путин об этом и так часто говорит, правда, без конкретики. С другой же стороны, послание — это итоги года. Можно трактовать так, что еще не произошло ничего такого, что можно выносить в послание. Вроде как-то и надо, а вроде и нечего. Да — героизм, да — мужество, да — волонтеры и обеспечение спецоперации. Рассказывать же о проблемах, по которым пока не предложены решения, просто не в традициях формата. Может быть, и надо это делать, это было бы правильно, но никто не ожидал, что сие произойдет сейчас и тем более по спецоперации. Вот именно это и дает основание думать, что оно все надолго.
Не было никакого ответа Байдену, ибо это не наша повестка. Более того, Путин рассказывал про США в таких красках, что было бы странно после всего этого формулировать ответ. Нет никакого Байдена — есть мировой жандарм, гегемон, который сломал послевоенный миропорядок. Звучало это так, то есть существенно шире, чем тематика украинского кризиса. В этом нет сенсации, но это главная тема текущего момента. Вовсе не Украина — она, скорее, следствие. Главное зафиксировано: противостояние США и НАТО. И этот конфликт пока в целом холодный, и не дай бог он станет горячим. Понятно, что сценарий такого конфликта может быть только один…
Еще в ночи я писал, что надо прекращать охоту на ведьм, и прямо эти же слова произнес Путин. Они правильные, хотя там и был большой кусок речи про предателей и т. д. И исполнитель возьмет за основу не то, что надо прекращать охоту на ведьм, а то, что есть опасные предатели. Тем не менее лучше призвать не устраивает охоту на ведьм, чем не призвать.
Про социалку и экономику ничего нового не сказано. И это как раз символично. 2022 год Россия в плане экономики прошла хорошо, а вот понимания, прогнозов и стратегии на 2023 год пока нет, все-таки эмбарго и ограничения по энергоносителям поменяли ситуацию. Но и послание далее переносить было уже нельзя.
Важным во внутренней политике стало подтверждение того, что выборы состоятся. <…>Такие выборы, как сейчас, существенно проще провести, чем отменить. Это абсолютно очевидно.
Таким образом, послание вышло в формате обязательной программы и конституционной обязанности. Для настоящего послания время еще не пришло. И может не приди еще долго, поэтому остается только фиксировать момент. Время говорить о главном еще не наступило. Это самая ожидаемая и все же основная новость. К слову, довольно тревожная. Определенность, пусть и плохая, лучше неопределенности. Но ее нам не сможет сейчас дать ни один человек в мире, ни один мировой лидер. Пока любой из них зафиксирует то, что мир не будет прежним, а каким он будет, никто не знает.
Кирилл Шулика, публицист