Posted 31 января 2023, 09:30
Published 31 января 2023, 09:30
Modified 1 февраля, 19:49
Updated 1 февраля, 19:49
Многие губернаторы в условиях СВО преуспели в выстраивании жестких региональных субвертикалей. Однако форсированное навязывание этой модели может создать серьезные сложности или вовсе оказаться непосильной ношей, а также иметь неблагоприятные контрэлитные эффекты.
Общая логика госуправления характеризуется усилением концентрации полномочий на уровне региональных вертикалей и уменьшением институциональных условий для проявления контрэлитной фронды. Наиболее ярким выражением этой тенденции в последние годы стало встраивание мэров крупных городов в региональные вертикали в качестве акторов со статусом регионального министра или вице-премьера, а также ослабление вовлеченности в дела регионального госуправления партий парламентской оппозиции.
Если до СВО многие региональные отделения партий парламентской оппозиции ориентировались на выражение позиции контрэлит в регионах, что, помимо всего прочего, сулило им дополнительные финансовые возможности и поиск новых «кошельков», то сейчас таких проявлений стало гораздо меньше. Такое положение дел несколько облегчает работу кураторов внутренней политики, однако сам баланс нередко не является устойчивым, а потенциал для проявления контрэлитной фронды сохраняется и связан с несколькими факторами.
Ключевой из них — это фактическое уменьшение ресурсных возможностей для многих региональных бюджетов. Анализ их состояния показывает, что этот год будет для подавляющего большинства регионов менее насыщенным в плане реализации повестки развития и инфраструктурных проектов. Соответственно, первый месяц нового года показал наличие рецидивов, когда отдаленные от «бюджетного пирога» элиты демонстрируют свое недовольство, в том числе и путем актуализации в общественном сознании невыгодных для региональной администрации тем.
Губернаторы, в том числе и не демонстрирующие высокий уровень управляемости вверенных им территорий, впадают в соблазн линейно и просто решить все свои проблемы за счет «закручивания гаек» и «концентрации полномочий». Даже несмотря на формальный успех таких мероприятий, без реального динамического баланса внутри региональных элит достичь общего консенсуса и повысить управляемость вряд ли получится. В этом плане эксперты рекомендуют обратить внимание многих губернаторов, особенно так называемых варягов, на потенциал консолидации местных элит и реактуализации скрытой или открытой фронды.
Как показывает ситуация в Коми, Ярославской, Калининградской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Ульяновской областях и ряде других регионов, потенциал противостояния по линии «варяги — местные» имеет перспективы усиления. Некоторым особняком стоят Марий Эл и Кировская область, где недавно избранные главы регионов предприняли значительные усилия для минимизации этой возможности, однако потенциал актуализации таких нежелательных механизмов сохраняется и там.
Telegram-канал «Незыгарь»