Posted 30 января 2023, 15:35
Published 30 января 2023, 15:35
Modified 30 марта, 08:14
Updated 30 марта, 08:14
Похоже, Швеции (а заодно и Финляндии) приходится расстаться с надеждами вступить в НАТО до лета. Шансы на это были невелики уже после инцидента 11 января, когда нашедшая прибежище в Швеции организация сирийских курдов разместила в Twitter (соцсеть заблокирована в РФ) видео с манекеном Эрдогана, свисающим вниз головой с фонарного столба рядом с мэрией Стокгольма. Но когда 21 января профессиональный ультраправый провокатор Расмус Палудан сжег Коран у турецкого посольства в Стокгольме, Анкара отложила трехсторонние переговоры с Швецией и Финляндией об одобрении их натовских заявок на неопределенное время.
Любопытно, что заявку в полицию на проведение протестной акции Палудана и его сторонников с антиисламскими лозунгами оплатил некий Чанг Фрик, который до 2014 года работал с Russia Today, что наводит на определенные размышления (отметим, что пресс-секретарь МИД РФ Мария Захаров высмеяла предположение о причастности России к акциям с сожжением Корана). Но как бы то ни было, сожжение Корана, которое ожидаемо вызвало бурное возмущение не только в Турции, но и в других исламских странах, дало президенту Эрдогану удобный повод для использования вопроса о шведской заявке в НАТО в своих внутриполитических целях.
14 мая в Турции состоятся президентские и парламентские выборы, на которых Эрдоган намерен добиться своего третьего срока во главе государства и еще больше упрочить режим личной власти. Однако на этот раз победа Эрдогана отнюдь не гарантирована даже с учетом того, что он подмял под себя почти все СМИ, судебные инстанции и высший избирательный орган.
Экономика Турции находится в плачевном состоянии. Волюнтаристское вмешательство президента в политику Центробанка и Минфина привело к тому, что турецкая лира за последние два года обесценилась на 2/3, а инфляция в ноябре достигла 85% в годовом выражении. Это вызвало значительное снижение популярности Эрдогана среди населения и рост надежд оппозиции.
В прошлом году шесть центристских и умеренно консервативных партий создали антиэрдогановский альянс, который выступает за сокращение безмерных полномочий президента и возвращение к парламентской республике. Судя по опросам, входящие в Республиканскую народную партию — ведущую силу оппозиции — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Яваш могут опередить Эрдогана на президентских выборах.
В декабре президент предпринял ряд экономических мер, призванных вернуть утерянную поддержку. Он увеличил национальный минимум зарплаты на 55%, повысил оклады госслужащих на 30%, расширил возможности получения субсидируемых кредитов для малого бизнеса и снизил требования к пенсионному возрасту.
Теперь же действия курдов и Палудана в Швеции подарили Эрдогану возможность оседлать свой любимый конек — предстать в роли борца с исламофобией в Европе и защитника национальных интересов. «Тот факт, что эта гнусная атака против Корана произошла перед турецким посольством, делает этот вопрос для нас одновременно религиозным и национальным», — заявил президент.
Вопрос о вседозволенности, предоставленной властями Швеции врагам ислама и «курдским террористам», становится для Эрдогана хорошим способом отвлечь внимание от болезненных экономических проблем. Выдвижение на первый план на пути к выборам вопросов внешней политики и безопасности позволяет ему в очередной раз актуализировать свой образ сильного лидера, противостоящего внешнему давлению, и мобилизовать свою традиционную электоральную базу, в которой преобладают националисты и приверженцы исламского консерватизма.
Правда, лидеры оппозиционного альянса также решительно осудили инциденты в Швеции, но их голоса слышны не так, как голос главы государства. А главным недостатком оппозиции является отсутствие единства в ее рядах. Альянс до сих пор не выдвинул единого кандидата на президентские выборы. Кроме того, партии альянса избегают сотрудничества с прокурдской Демократической партией народов, которая имеет твердую поддержку 12% избирателей.
В любом случае ясно, что до выборов 14 мая вопрос о натовских заявках Швеции и Финляндии всерьез рассматриваться не будет. Глава МИД Финляндии Пекка Хаависто на днях выразил мнение, что Анкара все-таки одобрит эти заявки до саммита НАТО в июле. Не все в НАТО настроены так оптимистично.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co