Posted 30 января 2023, 14:05

Published 30 января 2023, 14:05

Modified 1 февраля, 19:49

Updated 1 февраля, 19:49

Илья Гращенков. Чебурашизация или идеологизация: что ждет российскую киноиндустрию?

30 января 2023, 14:05

«Чебурашка» стал хорошим примером того, как российская киноиндустрия может создавать и зарабатывать на локальном контенте. Вопрос теперь в том, смогут ли киношники повторить этот подвиг, превратив его из разового успеха в системную историю.

Дело в том, что для нормального заполнения кинотеатров и дистрибьюторской сети нам и в лучшие годы нужно было хотя бы 5-6 таких «Чебурашек» в год, а в ситуации «пустых кинотеатров» — в разы больше. К примеру, во Франции доля французских фильмов в прокате колеблется от 30% до 40%, к тому же речь не только о детских картинах.

Разумеется, «Чебурашка» останется внутрироссийской историей — распространение ленты за рубежом невозможно по ряду объективных причин. К тому же фильму так и не удалось сформировать некую базу ценностей, которую он продвигает. Яркий пример идейного предшественника — британский фильм «Приключения Паддингтона» (там тоже про апельсины, кстати), который буквально пропагандирует британский образ жизни, следуя в фарватере постколониальной повестки. «Чебурашка» же — просто набор мемов и ОБВМных триггеров, от которых зритель «то плачет, то смеется, то щетинится как еж». И я с ужасом думаю о том, что мы в итоге получим на выходе, если успех «Чебурашки» подтолкнет наших продюсеров еще и к идеологическому насыщению контента.

Тем не менее отступать российскому кинопроизводству и прокату уже некуда. Обилие в онлайн-кинотеатрах корейских и турецких сериалов подтверждает, что дела плохи — и на очереди либо кооперация с Болливудом, либо чебурашиизация нашего «Мосфильма».

Увы, в последние годы патриотическая повестка настолько доминировала, что поддержку оказывали лишь тем, кто выпускал продукцию, насыщенную исключительно идейно-историческими сюжетами. Сформировать новый подход к кино (как при Брежневе, когда разрешили снимать все эти аналоги зарубежных драм и мюзиклов — от «Трех Мушкетеров» до «Иронии судьбы») должны распределители бюджетных средств, при этом ориентированные на рынок. Который доказал, что сейчас людям хорошо заходит безыдейный «Чебурашка», а не очередные батально-исторические картины.

Илья Гращенков, политолог

Подпишитесь