Posted 23 января 2023, 17:30
Published 23 января 2023, 17:30
Modified 1 февраля, 19:48
Updated 1 февраля, 19:48
Социологи — на основе многочисленных фокус-групп в мегаполисах, крупных городах и на региональной периферии — подтверждают: респонденты все чаще стали говорить лозунгами и отточенными формулировками, которые транслируют телевидение и другие масс-медиа.
Устойчивая формулировка советских и постсоветских представлений «социолог — агент власти» находит в этом самое прямое выражение. Во многих малых и средних городах страны проведение фокус-групп, по оценкам социологов, представляет для местных властей серьезный интерес и они чаще всего предпочитают знать о происходящим, в том числе по принципу «как бы чего не вышло». Скрыть от власти проведение таких мероприятий в малых и средних городах, несмотря на то, что они не подпадают ни под какие запреты, становится все сложнее, однако для городов с населением от 100 и более тысяч жителей таких сложностей кратно меньше в силу, прежде всего, количественных факторов.
В то же время социологи отмечают, что респонденты на фокус-группах все чаще стали разговаривать штампами и устоявшимися формулировками, транслируемыми СМИ и телевидением. Причем показательно, что если 3-4 года назад лоялисты во многом были ограничены в аргументировании своих позиций, то сейчас ситуация кардинально противоположная. Сегмент оппозиционно настроенных граждан и носителей социального недовольства, как правило, не превышает четверти в мегаполисах, а в городах с меньшим населением доля таких участников фокус-групп обычно ниже. Анализ фокус-групп последних нескольких месяцев показывает, что эти граждане, как правило, аккуратно высказывают свою позицию и стараются как можно меньше полемизировать с лоялистским большинством, которое преобладает на всех без исключения фокус-группах и нередко активно навязывает свою позицию другим.
Самым активным в плане выражения своей позиции, как правило, оказывается патриотично ориентированный сегмент, в котором немало пенсионеров. При этом, отмечают социологи, на фокус-группах стало меньше свободных и открытых рассуждений и большинство, в том числе и образованных, граждан предпочитают упаковывать свою точку зрения в социально приемлемую форму, в чем отчасти выражается их конформизм, а отчасти — сказывается нежелание откровенно выражать свои позиции без лишней на то необходимости.
Социологи отмечают, что после начала частичной мобилизации у общества отчетливо проявилась тенденция высказаться по поводу происходящего, однако сейчас, скорее, наблюдается обратный процесс, в рамках которого большинство граждан уходят в себя и либо занимают выжидательную позицию, либо воздерживаются от ее выражения.
Это несколько затрудняет диагностику общественных настроений на основе как количественных замеров, так и фокус-групп, однако не нивелирует их значимость полностью. Скорее, респонденты стараются избегать острых углов, но не отказываются от аккуратного выражения собственной позиции. Это дает основания социологам указывать, что потенциал распространения «советского двоемыслия», описанного в свое время советским социологом Юрием Левадой, в российском социуме также достаточно высок.
Telegram-канал «Незыгарь»