Posted 19 января 2023, 08:00
Published 19 января 2023, 08:00
Modified 1 февраля, 19:47
Updated 1 февраля, 19:47
Почти две трети россиян (63%), по данным Фонда «Общественное мнение», испытывают чувство сожаления из-за распада Советского Союза. Результаты исследования показывают, что чем выше возраст, тем больше сожаления о распаде СССР. Среди сограждан старше 60 лет такие чувства у подавляющего большинства респондентов (85%), среди сограждан 46-60 лет таких три четверти (76%). Среди россиян в возрасте от 31 года до 45 лет жалеют о распаде Советского Союза немногим более половины (53%), среди молодежи 18-30 лет — менее трети (30%). Лишь каждый пятый россиянин (22%) не испытывает никакой грусти в связи с тем, что СССР не существует уже более 30 лет.
Интересно, что люди старшего возраста считают, что они все реже рассказывают младшим поколениям про СССР. В 2014 году 25% утверждали, что рассказывают часто, сейчас — 16%. А вот молодые, наоборот, утверждают, что слышат такие рассказы чаще — динамика прямо противоположная (с 18% в 2014-м до 27% сейчас). 38% респондентов до 50 лет сообщают, что получают информацию об СССР прежде всего из рассказов старших (на втором месте — 25% — советские книги и фильмы). Похоже, что рассказов действительно становится больше, но старшие все чаще считают, что их недостаточно — и стремятся максимально передать младшим свой опыт и ценности, которые считают нормативными.
Когда респондентов спрашивают, что первым приходит на ум, когда речь идет об СССР, то обычно возникают личностные переживания: «Я жил (жила) в СССР, это время моего детства, молодости» (16%), «Хорошие воспоминания, хорошие чувства» (14%), «Спокойная, стабильная жизнь, уверенность в завтрашнем дне» (11%). Но интересна и корреляция ностальгии по СССР со степенью поддержки СВО. За первыми идиллическими спонтанными ассоциациями, как представляется, следуют и другие, связанные уже с военной мощью и геополитикой.
В результате СССР предстает не только как государство с более высоким, чем сейчас, уровнем социальной справедливости и предсказуемости жизни, но и как единая могущественная держава, и как государство с сильной промышленностью, сохраняющей при этом и уходящий деревенский уклад (по которому многие тоскуют, при этом не желая отказываться от городских удобств).
С точки зрения ностальгирующих россиян возвращение величия будет стимулировать и развитие привычных отраслей индустриально-аграрной экономики. А не сервисной сферы, как в последние десятилетия, — к ней они относятся в основном скептически (парадоксальным образом пользуясь ее благами вроде МФЦ или цифровыми сервисами, но при этом считая, что государству нужны прежде всего заводы и колхозы, как было в их молодости). А там, быть может, дело дойдет и до справедливости, хотя и в модифицированном по сравнению с СССР виде — национализации магазинчиков и парикмахерских люди не хотят.
Молодежь же по понятным причинам и ностальгирует куда меньше, и считает сервисную экономику нормальной и закономерной (так как сама в ней работает), но ее и численно немного. В 2020 году доля россиян от 15 до 29 лет составляла 14,3% населения страны. К тому же молодежи немало среди новейших релокантов, что также вполне объяснимо.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co