Posted 9 января 2023, 16:41
Published 9 января 2023, 16:41
Modified 1 февраля, 19:46
Updated 1 февраля, 19:46
О Бразилии без дураков.
1. Это не «мятеж», не «путч», не попытка «фашистского переворота». Это эксцесс, развязывающий руки пока достаточно слабой власти в реализации репрессий против проигравшей на выборах стороны, которая вообще-то представляет порядка 50% населения страны.
Насколько это все не всерьез, понятно хотя бы по светлой личности назначенного для подавления «путча» руководителя «федеральной интервенции» из аппарата минюста — журналиста и пиарщика (причем по большей части спортивного), весь опыт которого по направлению сводится к тому, что он с полицией в студенческой молодости дрался.
2. Впрочем, к тому моменту, как он получил свои мегаполномочия, все было уже кончено. И, пожалуй, это самый большой провал сюжета. Симулировать титаническую борьбу с «мятежом» не получилось. Все за пару часов прекратила «военизированная полиция» Бразилиа (особый полицейский орган, который у нас переводят как «военная полиция», хотя это скорее просто полиция — тяжеловооруженная и со спецсредствами, необходимыми, чтобы заходить в фавелы и тюрьмы во время бунтов и бороться с беспорядками). Армию теперь даже обвинить нельзя в том, что они «попустительствовали». «Федеральных интервенций» за пределами словесных не понадобилось.
3. Тут не обойтись без предыстории. Событиям предшествовала достаточно активная почти недельная пикировка генералов и назначенного Лулой министра юстиции Дино. Дино, получив формальные полномочия с инаугурацией Лулы, повелел армии прекратить все протесты в стране путем применения максимально возможного и устрашающего бунтовщиков насилия. «Защитить демократию», так сказать, целиком и окончательно.
Армия, к которой, собственно, бунтовщики и обращались с просьбой вернуть народу выборы, этого делать не стала. Отставные генералы (и даже некоторые неотставные) публично высказались на тему того, что ВС — это не тот орган, который защищает режим здесь и сейчас от народа, а тот, который хранит безопасность государства.
Естественно, режим здесь и сейчас оказался плодами дискуссии недоволен. И вот наступает воскресенье и выясняется, что генералы таки правы — для устранения угрозы ужасного фашизма достаточно вмешательства буквально «урядника» местного уровня.
4. Это, кстати, вызвало жгучую обиду в окружении Лулы. Поэтому первым виновником происходящего был назначен губернатор Бразилиа Ибанейш Роша. Его уже отставил (пока на 90 дней) мой любимец судья («миништру») ВС Бразилии Алешандру де Мораеш — главный творец победы Лулы.
Роша — правоцентрист, никакой не болсонарист и уникальный по своей карьерной траектории политик. Только что переизбрался в первом туре губернатором. Во время событий он повинился и полностью разоружился перед партией, а потом возглавил подавление протестов и радостно постил новости о количестве задержанных, описывая свой энтузиазм в «восстановлении порядка».
Губернатор Роша — типичный бразильский успешный средний политик типа «ушки, брюшко и бумажник», умеренный такой коррупционер из адвокатов, совершенно не харизматик, но дела у него спорятся. Что в городе, выстроенном в чистом поле с присущими любому гринфилду огрехами в проектировании, жизненно необходимо. Поэтому избиратели его ценят. Эта технократическая эффективность его, кстати, и сгубила — ситуацию закрыли местными силами очень быстро и без жертв, что очевидно помешало дать нужные картинки в достаточном количестве.
5. Как это обычно бывает, недостаток интенсивности процесса и удовольствия участников компенсировали громкими стонами и криками. Пролуловские губернаторы врубили аналоги ЧП в своих территориях и типа перешли на осадное положение: «а вдруг ужасные фашисты проснутся в своих чудовищных спящих ячейках и нападут». И вправду, где-то на дороге под Сан-Паулу сожгли сотню покрышек.
Окрестные левые президенты — Чили, Колумбия, Аргентина, Венесуэла — взревели про фашистский путч и террористическую угрозу всей Латине и предлагают собрать саммит ОАГ, чтобы осудить. Особенно порадовал меня юный Борич из Чили, который пообещал «в случае необходимости» прислать чилийский спецназ для того, чтобы разобраться.
Замечу, что лучший способ помочь событиям двинуться в направлении победы «путчистов» — это устроить интервенцию в Бразилиа со стороны испаноязычного государства. Вот это бы господ генералов точно проняло и заставило занять позицию. Это все прекрасно понимают, включая Борича, поэтому его искрометная идея подчеркивает водевильный характер происходящего…
Глеб Кузнецов, политолог