Posted 27 декабря 2022, 15:29
Published 27 декабря 2022, 15:29
Modified 1 февраля, 19:44
Updated 1 февраля, 19:44
Запущенная информационная кампания по поводу возможных ограничений на удаленную работу и повышения налогов для уехавших россиян имеет запугивающий эффект и призвана вынудить не уезжать тех, кто планирует это сделать. <…>
Разговоры про ограничения для уехавших и особенно тема их морального осуждения будет и дальше набирать обороты в масс-медиа. Это уже чревато расколом общества, так как в мегаполисах и столицах у большинства среди знакомых и близких есть уехавшие — и связи с ними рвать почти никто хочет. Тут аполитизм и атомизированность российского социума оказывает если не оздоровляющий, то нормализующе-амортизирующий эффект.
Стратегически эта информационная кампания вредна и ведет к огромному урону экономике и потенциалу роста гражданских противоречий, которые де-факто нарушают провозглашенный властями эффект консолидации общества и власти. Однако там, где экономика рушится, всегда появляются «враги народа», «вредители» и прочие «недограждане», которых нужно наказать, причем жестко.
Но сейчас властям нужен этот нарратив и формирование общественного мнения, исходя из тактических, а не стратегических задач. Путем такого запугивания нужно оказать сдерживающее влияние не на уже уехавших, а на только готовящих свой отъезд граждан. Пик оттока пришелся на октябрь, сейчас он снизился, однако по-прежнему значителен и продолжается уже несколько месяцев подряд. Более того, и представители номенклатуры, особенно в регионах, вполне могут побежать «за бугор», поэтому нынешняя информационная кампания — это не только сигнал обществу, но и послание представителям правящего класса.
Повысить налоги для уехавших и надавить на руководителей предприятий, чтобы отказались от их услуг, — возможно, и это уже делается. Но даже эта мера приведет к росту серых схем и ряда побочных эффектов. Например, многие разведенные мужчины с детьми перестанут платить алименты. <…>
Конфискация собственности уехавших в массовом масштабе и другие тоталитарные меры, к сожалению, тоже не исключены, но это возможно только после смены номенклатуры, когда на место нынешних лукавых технократов придут военные комиссары. Нынешняя т. н. элита боится прихода таких швондеров и опричников больше, чем остальное общество, и все сделает для того, чтобы этого не допустить. Однако парадокс ситуации в том, что уже не только социум, но и номенклатура не обладает субъектностью, а действие исторических закономерностей, которые наверху крайне плохо понимают, неминуемо.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium