Posted 22 декабря 2022, 09:18

Published 22 декабря 2022, 09:18

Modified 1 февраля, 19:43

Updated 1 февраля, 19:43

Василий Головнин. Скоро появится еще одна мощная военная держава

22 декабря 2022, 09:18

Правительство Японии с трудом решает сейчас непростую задачу — как не произносить вслух шокирующий термин «превентивный удар по потенциальному противнику» и в то же время дать понять Пекину и Пхеньяну, что Токио готов без колебаний врезать по ним, если всерьез заподозрит соседей в скором нападении.

Японскому министру обороны Ясукадзу Хамаде пришлось в связи с этим слегка помучиться на одной из недавних пресс-конференций, где на него насели с вопросами журналисты. В конце концов глава военного ведомства фактически признал, что Токио может применить право на «ответный удар» на этапе, когда противник уже готов к реальной агрессии, но еще не совершил реального нападения, причинившего ущерб.

Надо пояснить, что весь послевоенный период Япония придерживалась политики минимальной пассивной обороны. В соответствии с ней она отказывалась от средств нападения — ракет большой дальности, стратегических бомбардировщиков, ударных авианосцев. Право на удары по противнику Япония оставляла за своим военным союзником — Соединенными Штатами, которые имели на ее территории сеть военных баз.

Такой подход, правда, уже и раньше стал размываться — Токио, например, модернизирует сейчас два своих вертолетоносца, превращая их в легкие авианосцы. Японские ВМС стали одними из самых мощных в мире, они имеют отличные подводные лодки и восемь боевых кораблей, оснащенных самыми современными системами слежения и наведения Aegis («Иджис») — больше, чем любой другой союзник США.

Однако Токио в рамках с союза с США с их гигантским военным бюджетом слегка экономил — на вооруженные силы сейчас выделяется в районе лишь чуть больше 1% ВВП страны. Это немалая сумма, но она на порядок меньше, например, оборонных расходов соседнего Китая, который Токио считает источником потенциальной военной угрозы.

Теперь в такой политике Японии происходит резкий поворот: 16 декабря ее правительство утвердило три базисных документа в сфере национальной безопасности, пересматривающие прежнюю военную доктрину. Токио открыто провозгласил курс на создание наступательного потенциала, позволяющего наносить удары по территории Китая и КНДР. Японское правительство считает это инструментом сдерживания, поскольку пришло к выводу, что его меры по укреплению, например, только противоракетной обороны не поспевают за успехами соседей в создании все более совершенных вооружений. Включая гиперзвуковые.

Для создания угрозы соседям Токио намерен в первую очередь максимально быстро закупить в США примерно 300 крылатых ракет Tomahawk дальностью, в зависимости от модификации, до 2,5 тыс. км. Ими планируют в первую очередь оснастить надводные боевые корабли, а затем — подводные лодки для получения потенциала скрытного удара. «Томагавки» предполагается разместить в районе 2026 года.

Одновременно Япония будет модернизировать собственные баллистические ракеты, повысив их дальность до отметки более тысячи километров. В 2030-х годах Токио намерен оснастить войска и гиперзвуковыми вооружениями.

Планы предполагают также создание армады боевых и разведывательных дронов, запуск в сотрудничестве с США целого созвездия малых разведывательных спутников слежения и наведения на гиперзвуковые ракеты противника. В 2035 году в ВВС Японии должен поступить боевой самолет нового поколения, который создается совместно с военно-промышленными компаниями Великобритании и Италии. Сейчас же в США активно закупаются многоцелевые истребители F-35 пятого поколения — их будет сильно более сотни.

Если это все будет сделано, Япония станет качественно более мощной военной державой.

Подпишитесь