Posted 21 декабря 2022, 14:00
Published 21 декабря 2022, 14:00
Modified 1 февраля, 19:43
Updated 1 февраля, 19:43
Похоже, Китай решил ударить кулаком по столу и взять на себя основной функционал миротворчества. Визит Дмитрия Медведева в КНР, который совпал с поездкой Владимира Зеленского в Вашингтон и состоялся явно в связи с возросшей обеспокоенностью китайского руководства перспективами украинского кризиса, может свидетельствовать о том, что Пекин намерен активизировать усилия по достижению разрядки и мира.
Во время состоявшейся во вторник беседы по телефону с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером председатель КНР Си Цзиньпин как никогда однозначно и твердо заявил о том, что конфликт на Украине пора заканчивать, поскольку от него никому нет никакой выгоды. Китайское руководство и прежде не раз высказывалось за урегулирование на украинском направлении, но в конце года в голосе председателя Си появились особенно жесткие ноты.
Сигнал адресован всему Евросоюзу, который хоть и состоит в одной коалиции с США, но менее непреклонен в украинском вопросе и тоже выступает за дипломатическое решение проблемы, причем с гибкими подходами. У Китая свои планы на 2023 год и, очевидно, в них не входит затягивание полномасштабных сражений на украинском фронте, которые того и гляди могут перерасти в столкновение РФ и НАТО, а значит, в числе прочего привести еще и к крушению рынков сбыта, что является для КНР вопросом весьма чувствительным.
Конечно, ранее Си Цзиньпин говорил о необходимости завершения боевых действий на Украине и с российским президентом, и с его посланниками, включая и Дмитрия Медведева, но, похоже, Москва представила Пекину такие аргументы, после которых председатель КНР счел целесообразным и логичным ставить ребром вопрос уже перед Западом.
Китайской стороне, безусловно, известны западные условия мира, которые предполагают отвод российских войск до состояния на 24 февраля, а потом еще и многолетние переговоры о статусе Крыма. Скорее всего, в китайском руководстве скептически оценивают такой мирный план, потому что хорошо знают позицию российских военно-политических верхов, а главное — досконально понимают мотивы России в этом конфликте. То, что сам Си Цзиньпин до сих пор не предложил своего проекта мирного урегулирования, хотя и неустанно заявляет о необходимости переговоров, свидетельствует вовсе не о поверхностном отношении Китая к происходящему, а о том, что в Поднебесной глубоко проникли в историю вопроса и осознают всю его сложность и многогранность.
Китай в нынешнем геополитическом раскладе преследует свои национальные интересы, но по-прежнему является союзником России в том, что касается восприятия архитектуры международной безопасности, и вполне разделяет озабоченность российской стороны легковесными подходами США и Евросоюза к обустройству мирового порядка. Мудрый Китай, как всегда, долго и терпеливо ждет, невозмутимо наблюдая за тем, что происходит.
Но Китай знает, когда возвысить голос, кому его адресовать и в какой форме это сделать. Предпринятая Си Цзиньпином 20 декабря, за декаду до Нового года, попытка подвинуть европейский Запад в его застывшей позиции наверняка имеет в своей основе тонкий расчет. Китай ударил кулаком по европейскому столу, но сделал это одновременно так настойчиво и столь же деликатно, что континентальный лед вполне может и тронуться.
Было бы слишком самонадеянно полагать, что первые трещины европейского льда образуются на католическое Рождество или к новогодним праздникам. Но, судя по решительному настрою китайского председателя, КНР всерьез рассчитывает ввести в повестку 2023 года вопрос о мире. И в этом с председателем Си наверняка солидарно и российское руководство.
Остальное же будет зависеть от того, как китайский сигнал будет воспринят и истолкован западными политиками, которые при определенных условиях и гарантиях явно будут не прочь в вопросе о мире опереться хоть на китайское, хоть на индийское плечо.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»