Posted 19 декабря 2022, 13:30

Published 19 декабря 2022, 13:30

Modified 1 февраля, 19:43

Updated 1 февраля, 19:43

Александр Ивахник. Досрочные выборы — или внепартийный технократический кабинет

19 декабря 2022, 13:30

Словакия завершает 2022 год без полноценного правительства и одобренного бюджета. В четверг правоцентристская трехпартийная коалиция потерпела поражение при голосовании в парламенте по вотуму недоверия, одобренному 78 депутатами из 150. Голосование стало последним шагом в долгом политическом кризисе в стране. И этот кризис связан не столько с сущностными разногласиями между правительством и оппозицией или ошибками премьер-министра Эдуарда Хегера, сколько с личностью министра финансов Игора Матовича.

Матович — основатель и лидер консервативно-популистской партии «Обычные люди», которая победила на парламентских выборах в феврале 2020 года, получив 25% голосов. Партия шла на выборы с антикоррупционной повесткой. После победы Матович, ставший премьером, сформировал разношерстную четырехпартийную правительственную коалицию, в которую вошли либеральная партия «Свобода и солидарность» во главе с Рихардом Суликом, консервативная партия «Для народа» и правопопулистская партия «Мы — семья». Министром финансов стал заместитель Матовича по партии Хегер, а министром экономики — Сулик.

В течение 2020 года правительство осуществляло жесткие антикоррупционные меры. Был арестован целый ряд высокопоставленных чиновников, обвинявшихся в преступлениях в период долгого нахождения у власти социал-демократического правительства Роберта Фицо.

Но постепенно стал все больше проявляться своеобразный лидерский стиль Матовича, отличавшийся непостоянством, высокомерием, склонностью к единоличным решениям, о которых он сообщал не на заседаниях кабинета, а в социальных сетях. Это вызывало недовольство в правительстве, особенно со стороны министров-либералов.

Красной чертой стала заключенная Матовичем в марте 2021 года без согласования с партнерами по коалиции сделка с Москвой о поставке 2 млн доз российской вакцины «Спутник V». Под угрозой развала коалиции Матович был вынужден уйти в отставку, поменявшись постами со своим соратником Хегером.

Однако и став министром финансов, Матович не отказался от своего задиристого стиля и практики неожиданных решений. Постепенно обострялись разногласия между ним и министром экономики Суликом — сначала по вопросам борьбы с пандемией, затем в отношении мер по обузданию цен на энергоносители и помощи домохозяйствам и бизнесу. Эти разногласия переросли в острые взаимные атаки.

Летом 2022 года партия «Свобода и солидарность» потребовала от премьера Хегера до конца августа вывести Матовича из правительства. Не добившись этого, в сентябре четыре министра-либерала покинули свои посты, «Свобода и солидарность» перешла в оппозицию и правительство потеряло большинство в парламенте.

В начале декабря Сулик в очередной раз обвинил правительство в некомпетентности и неспособности защитить население от роста цен на энергоносители, а его партия внесла в парламент вопрос о вотуме недоверия. В день голосования 15 декабря Матович в попытке побудить партию Сулика отказаться от вотума недоверия явился в канцелярию президента с подписанным заявлением об отставке, но затем передумал и забрал его. По версии Матовича, друг сказал ему: «Борцы не склоняются перед мафией», и эти слова определили его решение. Он добавил, что Сулик присоединился к мафии, которая управляла страной до выборов.

Теперь ситуация крайне неопределенна. 16 декабря президент Словакии Зузана Чапутова попросила Хегера и его министров оставаться на своих постах до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. Но она отметила, что наилучшим выходом являются досрочные выборы (очередные выборы должны пройти в феврале 2024 года). По словам Чапутовой, не видно воли к формированию нового правительства с парламентской поддержкой. В связи с этим она поручила временному кабинету предпринять необходимые шаги, чтобы к концу января можно было объявить о проведении досрочных выборов.

Проблема, однако, в том, что соответствующее решение должно быть одобрено в парламенте двумя третями голосов, а партии и Матовича, и Сулика, растерявшие свои рейтинги, против досрочных выборов. Другой вариант — назначение президентом внепартийного технократического кабинета.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь