Posted 9 декабря 2022, 16:40
Published 9 декабря 2022, 16:40
Modified 1 февраля, 19:41
Updated 1 февраля, 19:41
Второй в 2022 году саммит глав ЕАЭС прошел противоречиво, но все-таки оставил место для надежды на успех проекта.
Прежде всего, «черным лебедем» стал отказ посетить мероприятие президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, хотя его республика является наблюдателем в организации, да и ехать ему было намного ближе, чем Александру Лукашенко. Возможно, таким образом он хотел уйти от неудобной для него темы «тройственного газового союза».
При этом, судя по сообщениям в СМИ, одной из главных тем стал единый рынок газа, который должен быть сформирован к 2025-му. По словам главы России Владимира Путина, никаких проблем с этим нет. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сказал, что проект находится в высокой степени готовности, но некоторые вопросы еще нужно урегулировать. Лукашенко считает, что претензии к проекту есть практически у всех, поэтому торопиться не надо — к 2025-му как-нибудь все уладится. Прежде всего, главе Беларуси хотелось бы, чтобы цены на топливо в его стране были такими же, как в России, даже если платить придется, как в Европе.
Еще одной важной темой стали инвестиции. Путин призвал активнее вкладывать деньги в экономики друг друга. К России тут не может быть никаких претензий — она главный инвестор в ЕАЭС. К сожалению, остальные страны вкладываются в лучшем случае в своих непосредственных соседей, а остальных союзников игнорируют. Частично это можно объяснить тем, что у них в принципе денег не очень много, но вместе с тем Армения просто неинтересна казахстанским бизнесменам. Естественно, это негативно влияет на евразийскую интеграцию.
В своей речи Пашинян подчеркнул, что в 2023-м будет запущен механизм софинансирования промышленной кооперации. На старте речь идет о субсидировании в течение пяти лет процентных ставок на сумму порядка $20–30 млн в год для промышленных проектов в цепочках добавленной стоимости минимум в трех странах ЕАЭС.
Критики могут сказать, что внутри союза еще не отменили все таможенные ограничения, а уже за совместное производство берутся… Все так, но, как любит говорить Путин, «времени на раскачку нет». Не успели раньше — значит, будут делать теперь. Не получится — ну и пусть, но попробовать нужно. Помимо того, что это многократно усилит евразийскую интеграцию, она поможет создать и развить собственные технологические цепочки.
Главной проблемой остаются международные санкции. На Западе и Востоке в любом случае нашлись бы противники евразийской интеграции, но если она будет связана с именем Путина, давление будет намного сильнее. При этом без России любая кооперация в рамках ЕАЭС будет обречена на провал. Неслучайно Мирзиеев не захотел присутствовать на саммите даже в качестве наблюдателя. Когда Путин посвящает свою пресс-конференцию на полях саммита Украине, он все еще больше усложняет.
Telegram-канал «Записки на заборе»