Posted 6 декабря 2022, 09:16
Published 6 декабря 2022, 09:16
Modified 1 февраля, 19:41
Updated 1 февраля, 19:41
2022 год стал настоящим полигоном краткосрочного прогнозирования. Спрос на образы ближайшего будущего со всех сторон оказался огромным — и, естественно, не было недостатка в желающих его удовлетворить. Как водится, особенной популярностью пользовались наиболее радикальные прогнозы — гипероптимистичные или, наоборот, совершенно мрачные.
Сегодня мы уже можем подвести первые итоги этого своеобразного конкурса краткосрочных прогнозов, поскольку многие из них касались летних и осенних месяцев уходящего года. При этом важно помнить, что оценивать качество прогноза лучше не по бинарной схемке «сбылось — не сбылось», а по степени соответствия известной нам реальности (то есть использовать не рубильник, а шкалу).
Итак, мои личные выводы можно вкратце изложить следующим образом:
1. Мы в очередной раз увидели, насколько сложно делать прогнозы даже на ближайшую перспективу. Эта сложность обусловлена самой природой социальной реальности. Большинство прогнозов, в том числе наиболее ярких, в итоге били мимо цели.
2. В общем и целом чем более радикальным был прогноз, тем в меньшей степени он осуществился. И наоборот — умеренные, осторожные прогнозы показали себя гораздо лучше. Это совершенно не означает, что не бывает радикальных изменений, неожиданных поворотов и соломинок, переламывающих хребты верблюдам. Бывают, конечно. Но, во-первых, не так часто, как принято считать (в нашей памяти остаются в первую очередь именно такие яркие эпизоды, что ведет к понятному когнитивному искажению). Во-вторых, наша способность предсказать такие радикальные повороты объективно довольно ограниченная (о чем писал еще Талеб). Успешные предсказания такого рода — в немалой степени плод обычного везения, подарки со стороны математической вероятности.
3. Оглядываясь назад, невозможно не заметить, что у многих авторов прогнозов отчетливо заметно влияние того, что англичане называют wishful thinking. Их личные эмоции, желания и страхи оказывали часто решающее воздействие на анализ происходящего и прогноз будущего.
Какой урок из этого можно извлечь? Очень осторожно подходить к любым прогнозам, особенно ярким и радикальным, и помнить о том, что будущее по своей природе многовариантно. При ответе на вопрос «что делать?» безопаснее, конечно, исходить из пессимистического сценария и готовиться к худшему — но при этом стоит помнить, что вероятность инерционного развития обычно выше.
Николай Власов, историк, преподаватель