Posted 28 ноября 2022, 16:01
Published 28 ноября 2022, 16:01
Modified 1 февраля, 19:39
Updated 1 февраля, 19:39
Очень интересную тему подняли коллеги на канале Scriptorium. Как минимум потому, что эта тема витает в воздухе, но пока «не только лишь все», включая саму власть, решаются к ней подступиться.
Помню, еще до того, как началась череда февральских потрясений, эксперты, жаловавшиеся на общую скуку и рутинность социально-политических процессов в стране, всерьез обсуждали проект реинкарнации монархии в России и готовность к этому нашего общества. Замечу, это не имело никакого отношения к другой излюбленной теме — имперскому самосознанию. Речь шла конкретно о том, возможно ли возвращение монархии и закрепление ее на государственно-правовой основе. Юридический базис для этого есть — на самом деле от суперпрезидентской республики (которой является РФ) до монархии куда ближе, чем кажется.
Но, что более любопытно, очень многие тогда высказывались в пользу того, что российское общество новеллу (все новое — хорошо забытое старое) воспринимает без особого стресса. И дело даже не в том, что у России многовековая монархическая история, а в том, что по факту это будет признанием и без того очевидных, ранее свершившихся вещей.
Мало кто спорит, что демократические процессы в нашей стране давно носят сугубо номинальный характер. До такой степени, что по итогам выборов их участники в открытую уже предъявляют претензии не за вбросы или нарушения, а за то, что региональная администрация «нарезала» слишком мало голосов или не там, где хотелось бы. Конечно, есть отдельные исключения, например, собственно Москва или сибирские регионы, но это лишь подтверждает историческую тенденцию.
В России всегда были более свободные территории (за Уралом) и тотально закабаленные во всех смыслах (центральная часть). Признание фактического существования монархической системы избавило бы от необходимости раз за разом натужно имитировать народное волеизъявление (которое бы теперь, как и раньше, существовало исключительно в виде народных бунтов aka стихийные митинги, раз кроме них у общества и так действенных инструментов не осталось).
Единственное, что помешало бы установлению этой новой идиллии, — как раз то, что описали коллеги из Scriptorium. Метафорический «российский народ» вполне готов ментально смириться с существованием «царя», московских «бояр», а также касты «крупных промышленников». Дело как раз в том, что они существуют как на ментальной, так и на фактической дистанции. Но как только дело дойдет до создания прослойки местечковой элиты — вот тут и найдет коса на камень.
Любопытно, кстати, что именно косность и неумелость в управлении помещичьего класса начала XIX века стала одним из катализаторов революции и последующего смещения монархии. Поместная знать — вот кто вечно портит картину. И без решения этой проблемы переход к «старой новой модели», увы, невозможен.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»