Posted 16 ноября 2022, 14:45

Published 16 ноября 2022, 14:45

Modified 1 февраля, 19:37

Updated 1 февраля, 19:37

Василий Головнин. В школу можно не ходить

16 ноября 2022, 14:45

В Японии с некоторым изумлением и даже шоком восприняли результаты недавнего правительственного доклада, который показал, что в стране по меньшей мере 245 тысяч детей соответствующего возраста не посещают начальную и среднюю школу. Это почти на 25% больше, чем было зарегистрировано в 2020 году. И это абсолютный максимум за все время ведения подобной статистики.

Нет, эти дети не болтаются без дела, не шляются по улицам, не пьют пиво по подворотням. Япония — не та страна, где юные граждане остаются без присмотра, их и играющими на улице особенно не увидишь. Эти дети учатся, и учатся достаточно прилежно — но только дома, с использованием новейших цифровых пособий, часто с виртуальным соединением с учителем, иногда с реальным классом.

Как сообщается, растет и число школ, которые признают таких учеников своими и считают их «присутствующими на занятиях». Иными словами, как все чаще говорят в Японии, уже реально наступает эпоха, когда юный житель страны в сотрудничестве с родителями сам определяет место, где он будет набираться необходимых знаний.

Эксперты японского ведомства просвещения считают, что толчком к переменам стала история с коронавирусом, временное карантинное закрытие школ. Оказалось, что можно прожить и без посещения классов, у многих исчезло внутреннее психологические давление: все ходят в школу, а я — нет, я не такой, как все, я изгой! У обычного японца, даже маленького, такие комплексы очень сильны.

Но психология меняется — в том числе и у педагогов: многие сейчас готовы признать, что заставлять детей принудительно ходить в школу не стоит, главное создать условия для их нормальной учебы. И теперь опять немного цифр.

Еще в 2005 году японское министерство просвещения (оно именуется намного длиннее, так что его название укоротим) в принципе разрешило детям учиться дома при выполнении довольно длинного ряда условий. В 2019 году было всего 608 школьников, решившихся на такую систему. Однако в 2020 году — уже более 2,6 тыс., в 2021 — свыше 11,5 тыс. Это, конечно, капля в море 126-миллионной страны, но тенденция имеет место, и, как полагают, вряд ли она сойдет на нет с окончанием коронавирусных страхов.

Проблема, правда, в том, что в США и Британии, например, домашнее обучение признается официально. В Японии же обязательное образование предполагает посещение школы. И это законодательное ограничение только обходят признанием того, что учащийся дома как бы условно «присутствует в классе».

Но дело явно пошло — в Японии, например, нарастает число частных компаний, которые готовы оказать самое квалифицированное содействие тем, кто получает образование вне школы. Включая внедрение новейших компьютерных и визуальных технологий.

Подпишитесь