Posted 14 ноября 2022, 12:50
Published 14 ноября 2022, 12:50
Modified 1 февраля, 19:36
Updated 1 февраля, 19:36
В последнее время отношения между орбановской Венгрией и ЕС вновь оказались в Европе в центре внимания. Венгрия осталась единственной страной в Евросоюзе, которая пока не добилась начала выплат из европейского фонда восстановления экономики после пандемии. В этом фонде Венгрии было отведено 6 млрд евро в виде безвозвратных субсидий и 8 млрд евро в виде льготных кредитов, что в совокупности составляет свыше 7% ВВП страны в 2021 году. Причина заключалась в отсутствии убедительного плана институциональных реформ.
Кроме того, в сентябре Еврокомиссия приняла рекомендацию о приостановке выплаты Венгрии 7,5 млрд евро из бюджета ЕС на 2021–2027 годы. Это решение было принято в связи с новым механизмом обусловленности бюджетных выплат соблюдением верховенства права. В Брюсселе давно вызывала недовольство сложившаяся в Венгрии практика нецелевого использования государственных средств для обогащения избранных, в частности, при осуществлении госзакупок для проектов, финансируемых из союзного бюджета.
Более решительный настрой ЕС и резкое ухудшение состояния венгерской экономики (инфляция в сентябре превысила 20%, глубоко просел курс форинта) побудили Виктора Орбана отказаться от привычного конфронтационного подхода и предпринять действия, рассчитанные на умиротворение Брюсселя. Стало известно, что для разблокирования доступа к средствам из пандемийного фонда Будапешт передал Еврокомиссии пакет реформ, направленных на повышение независимости судебной системы.
В центре этого пакета — усиление Национального судебного совета, надзорного органа, который сейчас неспособен осуществлять эффективный контроль. Предлагается наделить совет полномочиями рассматривать назначение судей и председателей судов, пересматривать решения о переводе и увольнении судей без их согласия. Кроме того, обещана реформа Верховного суда путем увеличения влияния судейской корпорации на назначение его членов. Наконец, правительство потеряет возможность оспаривать решения Конституционного суда.
Одновременно Будапешт стремится отвести угрозу недопуска к средствам из бюджета ЕС. Для обеспечения принципа верховенства права предлагается создать независимый «орган по неподкупности», который будет действовать в сфере госзакупок. Он сможет приостанавливать заявки на госконтракты в случае появления сомнений и обращаться в суды с жалобами. Кроме того, представлены более четкие правила по конфликтам интересов и меры по увеличению прозрачности тендеров.
Еврокомиссия в целом позитивно отнеслась к этим пакетам реформ, но настаивает, чтобы они по четким графикам воплощались в жизнь, и только после этого будут приниматься решения о выделении денег.
А вот эксперты венгерского гражданского общества реформаторскими проектами правительства недовольны, считая их половинчатыми и неспособными побороть всеохватывающую коррупцию на верхнем уровне.
Того же мнения придерживаются и некоторые государства ЕС (Нидерланды, Бельгия, Ирландия), которые не верят национал-популисту Орбану и раздражены его двусмысленной позицией в геополитическом противостоянии в Европе. Это важно, поскольку решение о выделении Венгрии денег из бюджета ЕС будет приниматься всеми членами союза квалифицированным большинством. В Германии парламентские фракции правящей коалиции — СДПГ, «Зеленых» и СвДП — 10 ноября провели в бундестаге резолюцию, которая выражает «серьезные сомнения в политической воле венгерского правительства осуществить необходимые реформы не только на бумаге, но на практике».
Дополнительного угля в топку назревающего противостояния подбросило решение Венгрии заблокировать объявленное Еврокомиссией 9 ноября предложение о выделении Украине финансовой помощи на 2023 год в размере 18 млрд евро. Реализация этого предложения требует единогласного одобрения всех членов ЕС. В Брюсселе шаг Будапешта восприняли как тактику шантажа с целью добиться получения средств из фондов ЕС. Глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что Будапешт не должен «играть в покер» в попытке оказать давление на ЕС.
Видимо, до конца года предстоит увидеть еще не один яркий эпизод этой перманентной борьбы.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co