Posted 8 ноября 2022, 14:20
Published 8 ноября 2022, 14:20
Modified 1 февраля, 19:35
Updated 1 февраля, 19:35
Современная общественная ситуация имеет свои вербальные особенности.
В советское время и в первые постсоветские годы дихотомия «свой-чужой» была напрямую связана с вербальным уровнем. То есть человек, позитивно отзывавшийся о Фадееве и Николае Островском, с высокой долей вероятности был советским патриотом, а апелляция к Ахматовой, Цветаевой или Бродскому была, напротив, свойственна демократам. Личные предпочтения довольно слабо влияли на ситуацию — Лигачев мог тайно любить стихи Гумилева (и даже сам переплести для себя его двухтомник, собранный из ксерокопий!), но санкцию на их публикацию в «Огоньке» дал Яковлев.
Еще ранее участник «бульдозерной выставки» был априори прогрессистом и диссидентом, а те, кто отдавал приказы ее громить, одновременно отстаивали величие СССР как первого в мире социалистического государства и преимущества русского реалистического искусства.
Имели место, конечно, исключения, связанные с третьей силой — когда ругающий бюрократов защитник природы мог одновременно быть антисемитом, — но таких было сравнительно немного. Тем более что третью силу в период Перестройки объективно тянуло в ряды защитников Союза (и бюрократов ее представители критиковали все реже, а демократов — все чаще).
В современной России все иначе — все смешалось. Идеологические оппоненты ссылаются в публичных выступлениях на Бродского как на авторитет (причем имперцы в последнее время даже активнее, нередко редуцируя его творчество до одного стихотворения). Судьба Ахматовой интерпретируется и как моральное сопротивление режиму, и как патриотическое стремление быть со своим народом. Третьяковская галерея объявляет об отмене Московской международной биеннале современного искусства — но не успели российские западники пожалеть о зажиме «модернизьма и абстракционизьма», как художник Сергей «Африка» Бугаев обращается в Совбез в связи с этой выставкой с жалобой на то, что Третьяковская галерея не хочет показывать русских художников. И да, это подросший «мальчик Бананан» из «Ассы».
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co