Posted 1 ноября 2022, 12:45
Published 1 ноября 2022, 12:45
Modified 1 февраля, 19:33
Updated 1 февраля, 19:33
В изучении социокультурных факторов в рамках экономики самые шумно освещаемые открытия далеко не всегда являются самыми важными.
На карте представлена склонность людей к альтруистичному поведению — вернее, отклонение от общемирового уровня по разным странам. Сразу выделяются Чехия и Мексика — там исследования показали крайне низкий уровень альтруизма. В Бангладеш, Египте, Иране, Китае, Бразилии он, наоборот, крайне высок.
Чаще всего склонность к альтруистичным поступкам формируется за счет неблагополучных условий жизни — тогда протянутая на улице рука буквально может стать залогом выживания. В более богатых странах альтруизм не столь существенен, хотя и возможностей для бескорыстного добра и иной благотворительности куда больше.
Я бы обратил внимание на другой аспект: Европа и Северная Америка — не только самая развитая часть мира, но и самая предсказуемая, со средними по миру показателями. В Европе уровень альтруизма у людей чуть ниже среднемирового, в США и Канаде, там где часть наследия возникла из бурлящего котла делившихся друг с другом последним эмигрантов, — чуть выше. Но все колебания в пределах нормы.
Начало третьего тысячелетия уже демонстрирует, что норма — и возникающая из нее стабильность — все чаще нарушается. Хотя именно благодаря устойчивым институтам, дающим ту самую стабильность, эти страны стали не просто богатыми, но и устойчиво развитыми, — сейчас достоинства могут превратиться в недостатки.
Определенность постепенно становится роскошью даже по меркам стран первого мира, а человечество учится жить в условиях постоянного прилета «черных лебедей» и непросчитываемых рисков — «старый мир» такое умение во многом потерял.
Егор Паламарчук для Telegram-канала «Русский футурист»