Posted 27 октября 2022, 12:00
Published 27 октября 2022, 12:00
Modified 1 февраля, 19:32
Updated 1 февраля, 19:32
На фоне происходящего важно не забывать, что есть область, в которой Россия остается положительным примером для остального мира, — развитие интернета и цифровизация в широком смысле слов. Правда, это было бы невозможным без советского наследия.
Но обо всем по порядку.
Феномен российского «интернет-чуда» имеет множество объяснений. Самое понятное — изначальное внедрение наиболее передовых технологий вместо постепенной модернизации, как в Европе и США. Помогла и своеобразная законодательная среда в части цифровизации — ее рыхлость и неоптимальность в какой-то момент сыграли на руку амбициозным представителям хай-тека.
Еще одним фактором, обусловившим эпоху развитой цифровизации в нашей стране, выступает низкая потребительская стоимость. По некоторым данным, Россия входит в пятерку стран с самым дешевым интернетом в мире — наравне с Беларусью и Украиной. Например, широкополосный доступ в сеть в среднем в 3 раза дешевле европейского и в 8 раз дешевле американского.
Благодарить надо строителей красной Атлантиды. Крупные инфраструктурные инвестиции в источники дешевой электроэнергии, в первую очередь, получаемые от ГЭС и АЭС, а также традиционно низкие ставки налога на коммунальные платежи заложили фундамент, на котором строится нынешняя «интернетизация всей страны».
Мы стоим на плечах инфраструктурной архитектуры канувшего в лету государства. Проложенные при нем «электровены» до сих пор поставляют дешевую энергию, главное топливо цифровизации — яркой и важной приметы сытых десятых и начавшихся двадцатых, а также крепкого задела и на грядущие десятилетия.
Запас прочности советского скелета не вечен — однажды его кости окончательно треснут и развалятся. Вот тогда по гамбургскому счету и придется сравнить уровень наследия советской эпохи и российской.
Достаточно ли за последние 30 лет было построено инфраструктурных объектов, способных обеспечить не только цифровизацию, но хотя бы свет и тепло в огромной стране? Тема для отдельного разговора.
Егор Паламарчук для Telegram-канала «Русский футурист»