Posted 18 октября 2022, 16:40
Published 18 октября 2022, 16:40
Modified 1 февраля, 19:30
Updated 1 февраля, 19:30
Число университетов в Топ-1000 рейтинга Times Higher Education по странам мира.
Ожидаемо, на первом месте с большим отрывом от всех — США: 160 университетов. Тоже ожидаемо, на втором месте — Англия: 92. На третьем — Китай: 65 (не забывайте, что это на население 1,4 млрд).
Дальше, после предсказуемого, начинается самое интересное. В ЕС (уже без Англии) на первом месте оказывается Италия. Выше Германии.
Лично же для меня — две такие неожиданности. У нас в патриотической части публики принято возмущаться тем, что вот великая держава Россия закупает какие-то допотопные мопеды-дроны в якобы отсталом Иране. Но по числу университетов в мировом Топ-1000 Иран уже опережает Россию почти в 2 раза. И это при том, что население Ирана и России — 86 млн против 145 млн, и Иран живет уже 40 лет под санкциями, тогда как РФ 20 лет купалась в избытке валюты. Вторая неожиданность: тоже якобы отсталая Саудовская Аравия уже на одну позицию обошла Россию…
Теперь же, когда в и так не самых продвинутых университетах России начальство принялось усиленно ловить чертей под кроватью, станет еще хуже. Почитайте вчерашнее интервью в «Российской газете» замсекретаря Совбеза и генерал-полковника ФСБ Храмова о том, что математики, лингвисты, социологи, антропологи и прочие ученые — это потенциальная пятая колонна, через них НАТО воздействует на неокрепшие умы россиян. Ну и вспомним о сокращении почти до нуля международного научного обмена для российских ученых.
Россия в такой борьбе начальства против науки будет опускаться ниже и ниже, до уровня малых восточноевропейских стран — Румынии, Польши, Венгрии, Украины (а далее — только в «темный угол» Балкан, вроде Болгарии, Албании и Македонии, в которых по мировым меркам никакой науки уже нет).
Тоже, кстати, интересная и большая тема — всеобщий интеллектуальный закат не только стран постСССР, но и целиком всей Восточной Европы. Даже после 30 лет освобождения от авторитаризма она так и не смогла совершить никакого интеллектуального рывка. Вероятно, потому что уже на ранней стадии научной карьеры ученые оттуда уезжают на Запад, а самой Европой эти периферийные территории рассматриваются как бесперспективные с точки зрения последнего технологического уклада.
Как мы видим на карте, даже бедноватые Португалия и Греция, тоже не так давно освободившиеся от исторического безвременья местных хунт силовиков, все же смогли войти в общеевропейский научный дом.
Павел Пряников, журналист