Posted 16 октября 2022, 08:20
Published 16 октября 2022, 08:20
Modified 1 февраля 2024, 19:30
Updated 1 февраля 2024, 19:30
Сегодня годовщина Карибского кризиса — ровно 60 лет назад Кеннеди доложили о советских ядерных ракетах близ кубинского Сан-Кристобаля. Корни нынешнего кризиса на Украине напоминают инверсию карибского: оба они — процессы реакции на появление у самых границ предполагаемого союзника враждебного военно-политического блока. И, как и тогда, сейчас судьбу мира могут определить выстроенные военными чиновниками потемкинские деревни.
Отношения армии и флота в хрущевском Союзе напоминали те, что сложились между генералами и адмиралами в предвоенной Японии: две корпорации стремились диктовать правительству свою волю. После того, как Жуков стал министром обороны в пятидесятые, а адмирал Кузнецов попал в опалу, верх стали одерживать сухопутные войска. Поэтому разработкой плана переброски на Кубу ракет занималась армия. Но уже во время подготовки Хрущев посетил учения Северного флота, в ходе которых прошла встреча атомохода К-3 из похода к Северному полюсу.
Учения оставили у Хрущева не только положительное впечатление, но и преувеличенные представления о возможностях советских лодок. Поэтому, когда им скомандовали идти на Кубу, отправить пришлось не несовершенные пока атомоходы, а надежные дизель-электрические субмарины.
Шансов уйти от огромного флота американцев у них не было, несмотря на проявленные командирами и экипажами чудеса хитрости и мужество. Три из четырех направленных в порт Мариэль лодок были обнаружены: их ловили на необходимости всплытия для зарядки батарей. Только Б-4 удалось незамеченной пройти в район патрулирования.
После возвращения главным итогом разборов неудачи стал шокирующий вывод: и руководство страны, и Минобороны были уверены, что в поход ушли атомные подводные лодки, которым всплывать для подзарядки было вообще не нужно. Если боевую задачу подводники, пусть и ограниченно, смогли выполнить, то главная — политическая — была провалена: с возможностями советского флота США стали резко меньше считаться.
Петр Кромских, религиовед, журналист — для Telegram-канала «Русский футурист»