Posted 15 октября 2022, 08:27

Published 15 октября 2022, 08:27

Modified 1 февраля, 19:30

Updated 1 февраля, 19:30

Александр Ивахник. Едва ли эти демарши смогут повлиять на решение ЕС

15 октября 2022, 08:27

Протесты в Иране поставили руководство Евросоюза в непростое положение.

Уже почти месяц в исламской республике происходят драматичные события. Смерть 22-летней курдской девушки Махсы Амини от рук полиции нравов «за неправильное ношение хиджаба» вывела на улицы иранских городов сотни тысяч людей, прежде всего — молодых. И если поначалу они протестовали против жестокости силовиков и дискриминации женщин, то затем выступления стали направляться против основ теократического режима и его Рахбара, аятоллы Хаменеи.

В ответ последовало масштабное насилие со стороны полицейского спецназа и КСИР. При разгоне демонстраций погибли более 200 человек, тысячи были ранены и арестованы. Власти по обыкновению обвинили в организации беспорядков внешних врагов. 12 октября начальник полиции Ирана Хосейн Аштари заявил по госТВ, что лица, связанные с зарубежными оппозиционными группами, маскируют себя под полицейских и стреляют в толпу.

Фундаментальные европейские ценности не позволяют лидерам стран ЕС проигнорировать вопиющие нарушения прав человека, имеющие место в Иране, тем более что во многих городах Европы прошли акции солидарности с протестующими.

С другой стороны, Франция, Германия и ЕС в целом как участники иранской ядерной сделки в последнее время очень активно выступали за ее реанимацию, выполняя посредническую роль между Вашингтоном и Тегераном. Соответствующие переговоры сейчас на паузе, и неясно, что с ними будет после промежуточных выборов в США. Но у европейцев сохраняется какая-то надежда на то, что сделку удастся возродить, вернуть в нее США и вновь резко сократить и поставить под контроль ядерную программу Тегерана. В таком случае Вашингтон должен будет отменить масштабные финансово-экономические санкции, введенные против Тегерана Дональдом Трампом.

Вся эта ситуация осложняет реакцию ЕС на акты насилия, творящиеся сейчас в Иране. Ограничиться лишь словами осуждения репрессивных действий властей — явно мало. Введение экономических санкций очевидно не будет стимулировать Тегеран к достижению финального компромисса по иранской ядерной сделке. Похоже, в рамках ЕС шли сложные дискуссии на эту тему, и в конце концов было достигнуто согласие о введении точечных персональных санкций.

Насколько можно понять, застрельщиком выступала глава МИД Германии Анналена Бербок. 9 октября она заявила: «Мы обеспечим, чтобы ЕС ввел запрет на въезд для тех, кто несет ответственность за эти жестокие репрессии, и заморозил их активы в ЕС. Те, кто избивает женщин и девушек на улицах, похищает людей, произвольно арестовывает их, приговаривает их к смерти, находятся на неправильной стороне истории».

12 октября стало известно, что дипломаты ЕС договорились о введении санкций против по меньшей мере 15 руководителей полиции нравов, КСИР и других спецслужб. Этот пакет должен быть утвержден на заседании министров иностранных дел стран ЕС в Люксембурге 17 октября.

Понятно, что грядущие санкции носят скорее символический характер, но для тегеранских властей символы имеют большое значение. Изданию Politico стало известно, что на этой неделе послы ведущих стран ЕС получили письмо от посла Ирана в ЕС Голамхоссейна Дехгани. В нем он предупреждает: «Если Европа не примет в расчет нюансы текущей ситуации, последствия будут тяжелыми и двусторонние отношения могут этого не пережить».

Дехгани излагает события в Иране с точки зрения иранских властей и настаивает, что полиция была «обязана сдерживать и прекращать все формы и проявления хулиганства на улицах различных городов Ирана». В письме подчеркивается, что введение санкций «окажет пагубное влияние на ирано-европейские отношения», которые и так «на данный момент крайне хрупки». Дехгани особо напоминает о важности проявлять сдержанность, «когда есть реальный шанс на возрождение» ядерной сделки. С похожим письмом обратился к главе дипломатии ЕС Жозепу Боррелю глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян.

Однако едва ли эти демарши смогут повлиять на решение ЕС о санкциях, которое и так отстало по времени от уже принятых соответствующих решений США, Британии и Канады.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь