Posted 3 октября 2022, 15:37

Published 3 октября 2022, 15:37

Modified 1 февраля, 19:27

Updated 1 февраля, 19:27

Николай Власов. Почему не стоит беспокоиться из-за «уроков лоялизма»

3 октября 2022, 15:37

По поводу пропаганды в школах хочу рассказать одну давнюю историю.

Я рос в окружении книг, с детства много читал, меня с младых ногтей учили трепетно относиться к классической литературе. У меня была хорошая — не идеальная, но значительно лучше средней — учительница литературы. Тем не менее, окончив школу, я четыре года не прикасался к русской классике XIX века. А через четыре года прикоснулся только потому, что сошлись вместе два фактора:
1. Я находился на отдыхе в маленьком городе, где больше было ну вот совершенно нечего читать. Даже этикетки на бутылках и консервных банках были прочитаны по три раза.
2. Я чувствовал необходимость поддерживать высокое звание «культурного человека» и ради этого был готов взвалить на свои плечи тяжкую ношу чтения русской классики.

И вот я взял в местной библиотеке Тургенева и Гончарова и понес их домой, как крест на Голгофу. По пути малодушно сомневаясь, стоит ли звание «культурного человека» таких мучений и не лучше ли в четвертый раз обратиться к текстам на консервных банках.

После первых ста страниц мне в голову пришла мысль: «Ну надо же, русская классическая литература, а интересно читать!» Формулировка настолько красноречивая, что в комментариях не нуждается. А потом я читал принесенные книги запоем — «Обрыв» Гончарова, например, начал в обед, а закончил уже под утро следующего дня.

И это история книжного мальчика с соответствующим бэкграундом. А подойдите к среднестатистическому выпускнику школы, скажите ему «Толстой, Достоевский, Пушкин!» — и вы увидите, какая гамма эмоций отразится на его лице.

Поэтому насчет «уроков лоялизма» я не беспокоюсь совершенно. Скорее наоборот. Потому что я верю в нашу школу. Она еще и не к таким вещам вырабатывала стойкий рвотный рефлекс. Она может. Она справится.

Николай Власов, историк, преподаватель

Подпишитесь