Posted 29 сентября 2022, 14:17
Published 29 сентября 2022, 14:17
Modified 1 февраля, 19:26
Updated 1 февраля, 19:26
На основе негласного общественного пакта между властью РФ и обществом могли возникнуть институты здорового социального и демократического общества. Объясню, почему так не вышло.
Упомянутый пакт проще всего описать формулой: «Налоги в обмен на порядок. Порядок в обмен на аполитичность». Он появился в начале 2000-х, тогда же была проведена налоговая реформа, сделавшая более понятным и прозрачным сбор налогов, а также положившая начало трансформации ФНС в бюрократизированный, но вполне рабочий механизм.
Это могло стать началом знакомства широких масс с идеей если не демократии, то по крайней мере представительства. Уплата налогов ведет человека к осознанию ответственности государства перед ним: если нет признания легитимности требующей денег власти, не будет и добросовестного отношения к идее налогообложения. В свою очередь это стимулирует власть обращать внимание на интересы обычного человека — даже если электоральная ситуация в стране далека от совершенной.
Налоги — это еще и система перераспределения ресурсов, которая может способствовать повышению равенства в обществе, инклюзии, помощи наиболее уязвимым слоям населения за счет взятия излишков у наиболее богатых и, в конечном счете, включения в качественную политическую жизнь все большей и большей доли общества.
В нашем случае бурный экономический рост, продолжавшийся большую часть 2000-х, затмил все. Население, измученное хаосом и бедностью 1990-х, восприняло новый порядок и его полные полки с таким энтузиазмом, что о готовности бороться с укреплением авторитаризма и речи не было. Естественно, речь о большинстве, а не отдельных и немногочисленных группах населения, активно проявлявших недовольство. По ряду социологических исследований — например, ВЦИОМовских — сторонников отмены губернаторских выборов было меньше, чем противников этой идеи. Но рост реальных доходов сделал самой большой третью партию пассивных потребителей под лозунгом «я политикой не интересуюсь».
Это могло измениться. Уровень поддержки власти в последние годы снижался — на нем отразились эффект пандемии, пенсионная реформа, длящееся падение доходов и иные факторы.
Ответом власти стал «социальный поворот». В поправках в Конституцию РФ, кроме широко обсуждавшегося, была зашита и предтеча прогрессивного налогообложения. А именно — повышенная до 15% ставка НДФЛ для более состоятельного слоя населения. Также в различных заявлениях политиков зазвучали слова про «поддержку малоимущих», «помощь многодетным семьям», борьбу с неравенством. В усеченных формах, но эти лозунги находили воплощение в жизнь.
Все это подтверждает, что к 2020 году в стране был мощный запрос на перераспределение средств и реальное стремление к борьбе с неравенством широкого толка: как по доходам, так и по уровню образования, качеству получаемых медицинских услуг и так далее. Власть была вынуждена на него отвечать, что могло стать началом полноценного диалога государства и общества, а также не навязанной сверху, а сложившийся естественном образом народной демократии. Как мы видим по текущим событиям — из этого ничего не вышло.
Егор Паламарчук для Telegram-канала «Русский футурист»