Posted 27 сентября 2022, 14:30
Published 27 сентября 2022, 14:30
Modified 1 февраля, 19:25
Updated 1 февраля, 19:25
Как известно, бюджет страны на ближайшие годы сверстан с хоть и не драматическим, но дефицитом.
2023 год — дефицит 3 трлн руб. (2% ВВП), 2024 год — дефицит 2,9 трлн руб. (1,4% ВВП), 2025 год — дефицит 1,6 трлн руб. (0,7% ВВП).
Напоминаю: 2021 год — профицит 514,76 млрд руб., ожидания на 2022 год — дефицит 1,3 трлн руб. (0,9% ВВП). При этом еще год назад планировалось закрыть 2022-й с профицитом 1,32 трлн руб. (1% ВВП).
Доходы бюджета в 2023 г. оцениваются величиной порядка 26 трлн руб. Для покрытия дефицита бюджета в 2023 г. правительство намерено повысить вывозные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых и выручить на этом примерно 1,4 трлн руб. Однако Минэкономразвития прогнозирует снижение цены на нефть марки Urals с $80 за баррель в 2022 г. до $70,1 в 2023 г., до $67,5 в 2024 г. и до $65 в 2025 г. Прогнозы в целом выглядят вполне разумными.
Теперь к нюансам.
1. Бюджет сверстан, исходя из вполне понятных прогнозов и ожиданий. И я убежден: поскольку сверстать бюджет страны — это не пятиминутная работа, но огромный и кропотливый труд, то вряд ли в этих расчетах учтены и частичная мобилизация, и ее экономические последствия.
2. После референдумов и следующих за этим событий Россия может получить новую порцию санкций, последствия которых будут бить по экономике весьма существенно. В частности, тот самый потолок цен на нефть — каким он будет? Как будет отвечать Россия? И не получится ли, что в итоге доходы бюджета сократятся гораздо значительнее, чем предусмотрено в расчетах?..
3. Цены на энергоресурсы. Тут мы тоже имеем лишь осторожные предположения. Рецессия может носить как мягкий, так и достаточно жесткий характер. Не исключено, что в Европе и США последуют дефолты различных компаний и массовые персональные банкротства. В результате цены на энергоносители могут спикировать вниз гораздо быстрее, чем мы предполагали. Шанс на подобное не нулевой, и в этом случае нам также придется пересчитывать доходы бюджета.
4. Теперь о расходах. Непросто сейчас оценить расходы на частичную мобилизацию. Но всех, кто призван (а точное количество нам пока непонятно), необходимо одеть и обуть. Их надо будет кормить, с ними нужно будет заниматься бытовыми вопросами. Расходы, связанные с ранением или, не дай бог, смертью… Расходы, по всей видимости, будут достаточно большие, и в бюджете они вряд ли учтены. <…>
К примеру, из Госдумы поступило предложение каждому мобилизованному, кроме полагающегося денежного довольствия, выплатить еще по 300 тыс. руб. единоразово. Если мы говорим о 300 тысячах мобилизованных, это 90 млрд руб. А все остальное? Скорее всего, дополнительные совокупные расходы примерно и очень осторожно можно будет оценить в суммы за год, близкие к триллиону рублей. Но ведь всех этих людей нужно еще и вооружить. Стоимость этого?.. Тут лучше обратиться к военным экспертам, но сумма наверняка не та, которой можно пренебречь в расчетах.
5. Бюджет рассчитывался, исходя из определенных темпов роста (или отрицательного роста) экономики. Но это определенный набор параметров. Тем более недавние расчеты показали, что падение экономики, которое в начале года оценивали сперва в 8%, потом 4%, в итоге составит порядка 3%.
Вполне возможно, что после последних событий и санкций, которые мы получим, и после того, как мы осознаем, какое количество работоспособного населения ушло с рынка, мы почувствуем значительное падение доходов компаний. Особенно из малого и среднего бизнеса. Как происходящее отразится на небольших компаниях, на исполнении ими своих обязательств и т. д.? Полагаю, что в итоге станет заметно и на макроуровне. И станет очевидно, что с экономикой тоже все параметры надо пересчитывать. А если так — опять же, что с доходами бюджета? Кстати, не забываем: все эти 300 тысяч человек — работоспособное население, которое платило налоги. Так что… комментарии тут излишни. Доходы (особенно местных бюджетов) как-то сократятся.
6. Напоследок пара аспектов, которые сложно оценить в деньгах. Но тем не менее.
а) Насколько ухудшится производительность труда членов семей мобилизованных, у которых мозги, увы, будут заняты не делом, но переживаниями за близких. Это никак не отразится на доходах бюджета? А остальные — те, в чьих семьях никого еще не призвали (но, как мы отлично понимаем, за первой волной мобилизации, возможно, последуют и другие)? Или нет?
б) Сколько россиян при слове «мобилизация» уже уехали из страны? Можно лишь догадываться. Сколько еще уедет? Это никак не отразится на экономике и наполняемости бюджета?
Вывод. Я думаю, что итогом происходящих событий, если мы говорим об экономике и в частности о бюджете страны, будет достаточно серьезное сокращение доходной части бюджета, возрастание расходов и рост бюджетного дефицита еще как минимум на весьма значительную величину.
Источником пополнения бюджета должен выступить ФНБ. Вопрос — на долго ли его хватит? Не придется ли начать резкое сокращение других статей расходов, относящихся к социалке, медицине и помощи экономике? А может, уже сейчас начать думать, за счет чего мы можем поднять доходную часть бюджета? К примеру, резко сократить регуляторное давление на экономику? Обратное же — движение в сторону мобилизационной экономики — это путь к экономическому коллапсу.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan