Posted 15 сентября 2022, 07:11
Published 15 сентября 2022, 07:11
Modified 1 февраля, 19:19
Updated 1 февраля, 19:19
В 1928 году Владимир Пропп открывает, что сказки рассказываются и передаются не просто так. В них есть устойчивые элементы (функции действующих лиц) и переменные. Например, вредительство — это функция. В русской сказке змей крадет царевну, кто-то топчет посевы или насылает мор — это на самом деле одно и тоже действие: нанесение вреда. В современных нарративах это диверсанты, которые раскладывают заминированные «Айфоны» или поджигают посевы с помощью гигантских луп.
Набор функций ограничен для каждого типа сказки. В восточнославянской волшебной сказке выделяется всего 31 функции.
И все это происходит потому, что где-то у нас в голове есть мегаструктура, которая отвечает за передачу текстов, и ограниченный набор функций входит в эту структуру. Именно поэтому с помощью морфологии сказки Проппа учили компьютер — и успешно — порождать тексты на естественном языке.
Это, конечно, хорошо понимают сценаристы в Голливуде: у них якобы есть выражение, когда не знают, как закончить сценарий, — do it by Propp («я сделаю это по Проппу»).
Группа резвых исследователей из школы журналистов решила проверить, не поможет ли Пропп лучше смотреть телевизор. Проблема: люди, конечно, телевизор массово включают, но не то чтобы хорошо усваивают, что там в новостях говорится. Жужжит — и хорошо.
Так вот, наши исследователи набрали более 200 испытуемых и случайным образом поделили на две группы. Одна смотрела обычный сюжет (про загрязнение воздуха), вторая смотрела тот же сюжет по содержанию, но модифицированный по структуре. Был выстроен нарратив, где были герой, вредитель, запрет, нарушение запрета. Обе группы спустя какое-то время пересказывали сюжет. И вторая группа запомнила новость сильно лучше.
Ребята реально предлагали сделать такой дивайс, который трансформирует новости. Хорошо, что по этому пути не пошли, но путь для манипуляции — вот он.
На этом можно было бы остановиться, если бы не одно существенное но. По этому пути пошел городской фольклор. Пользователи скамеечек во дворе и ватсапов, подпитываемые федеральными СМИ, в привычной для нашего мозга структуре с функциями вредителя рассказывают страшные истории, которые передаются лучше, чем новости.
Александра Архипова, антрополог