Posted 5 сентября 2022, 12:31
Published 5 сентября 2022, 12:31
Modified 1 февраля, 19:15
Updated 1 февраля, 19:15
Из событий прошлой недели я, пусть это даже может показаться странным, отметил бы несколько массовых выступлений в Европе, участники которых довольно решительно высказались за business as usual с Россией и против продолжения западной помощи Украине. Самая большая из манифестаций прошла в не отличающейся симпатиями к Кремлю Чехии. Многие российские радикалы — в том числе и мои друзья — поспешили объяснить изменение настроений действиями агентов Москвы, но это слишком простая трактовка, чтобы быть правильной.
На самом деле нельзя не признать, что Европа, скорее всего, уже «слезла» с российской «энергетической иглы». Поставки газа по северному маршруту останавливаются, и Россия к концу года перестанет быть значимым поставщиком этого вида топлива в ЕС. Уголь уже под эмбарго, нефть окажется в том же положении через три месяца.
Однако остается проблема цены, в которую такая политика встанет Европе. Обычно эксперты ограничиваются констатацией, что страны ЕС переплатят за импорт энергоресурсов в 2022 году около 260 млрд евро, но это, на мой взгляд, только видимая часть айсберга. Кроме того, надо учитывать дотации в пользу домохозяйств: по состоянию на 1 сентября (а основного повышения цен пока даже не случилось) Германия анонсировала меры поддержки граждан на 65 млрд евро, Франция — на 27 млрд евро, Италия и Великобритания — по 17 млрд евро, Польша — на 12 млрд евро, Финляндия — на 10 млрд евро, Греция — на 8 млрд евро, и список можно продолжать. Уже объявленные меры поддержки потребителей со стороны европейских правительств превышают 200 млрд евро — но стоит заметить, что корпоративный сектор только начал артикулировать собственные пожелания, которые тоже наверняка окажутся немаленькими.
Все эти косвенные издержки по итогам 2022 года окажутся как минимум в 7-10 раз большими, чем прямая экономическая помощь западных стран Украине, оказанная в виде поставок вооружения, кредитов и ссуд, а также средств, выделенных на прием украинских беженцев.
Наивно предполагать, что все это могло остаться незамеченным европейской публикой, и совершенно неверно обвинять ее в путинизме только на основании того, что граждане пытаются привлечь внимание властей к своим проблемам (замечу, за океаном они практически незаметны: бензин в США сейчас стоит в среднем на 40% дешевле, чем в Германии, а газ — почти в семь раз). Европейским правительствам впору начинать вырабатывать единую стратегию преодоления энергетического кризиса, без которой он может превратиться в политический.
Несомненно, европейские Putinversteher’ы вполне могли приложить руку к формированию нового протестного движения — но если прошедшие в конце прошлой недели демонстрации в Кельне и ряде других городов, на которые собирались до 1000 человек с российскими флагами, и являются плодом таких стараний, то вывести на улицы по 50-100 тыс. людей никаким российским агентам в Европе не под силу. Разработчикам санкционной политики рано или поздно придется принять это к сведению и внести коррективы, смягчающие ее последствия для собственного населения…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»