Posted 2 сентября 2022, 09:58
Published 2 сентября 2022, 09:58
Modified 1 февраля, 19:13
Updated 1 февраля, 19:13
Федеральный Минздрав рекомендует региональным «активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда медработников» и добиться того, чтобы доля оклада в структуре зарплат не опускалась ниже 55-60%. С высокой долей вероятности судьба этой рекомендации будет аналогичной майским указам, значительная часть которых оказалась невыполненной.
Ковидные годы внесли значительную асимметрию в работу систем регионального здравоохранения. В наибольшей степени это было заметно по состоянию граничащих с московской агломерацией регионов. Многие врачи и медработники, живущие в этих регионах, предпочитают работать в Москве или Московской области, так как зарплаты там в несколько раз выше. Ну а в Рязанской, Владимирской, Тверской и далее по списку областях — многочисленные сложности с медработниками при очевидной невозможности местных властей платить им достойную зарплату.
Сейчас, фактически, федеральный центр переходит к так называемым практикам федерализма в социальной политике, который был заметен ранее и выражался, например, в повышенной ответственности регионов за антиковидную политику в 2020 г. Регионам мягко дается понять, что у федерального центра другие приоритеты, а вопросы повышения зарплат вчерашним героям страны пусть решают региональные администрации. И это в условиях очень серьезной просадки поступлений по НДФЛ и другим налогам в региональные бюджеты, которая будет ощутимой по итогам третьего квартала и очень заметной по итогам четвертого квартала 2022 г.
Впрочем, само рассуждение в терминах «центр» — «регионы» становится все более нерелевантным с точки зрения госуправления. В регионах сидят исполнители воли федерального центра, которые будут выполнять то, что можно выполнить, а то, что нельзя — мягко проигнорируют с помощью привычной для чиновников имитации бурной деятельности и нарисованных отчетов.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium