Posted 31 августа 2022, 07:04
Published 31 августа 2022, 07:04
Modified 30 марта, 08:16
Updated 30 марта, 08:16
Я всегда знал, что Михаил Горбачев и его Перестройка — лучшее, что могло случиться с этой страной на моем веку. Не хотел, чтобы эта эпоха кончалась. Не столько потому что боялся, что начнется «война всех против всех» (хотя, будучи старательным историком-аспирантом и памятуя о событиях начала XX века, пытался убедить себя именно в этом страхе), сколько интуитивно чувствовал — идущая вслед за эрой Горбачева эпоха Ельцина окажется низким фарсом, пришедшим на смену высокой драме, бесконечным жестким приземлением вместо бесконечно окрыляющего взлета.
Только что закончил большую научную статью, посвященную истории Перестройки, которую мысленно посвятил Горбачеву. Должна выйти буквально на днях. Очень хотел послать ее Михаилу Сергеевичу, боялся, что не успею, и вот не успел…
Позволю себе процитировать один из финальных фрагментов:
«Вся эпоха Перестройки, начиная с марта 1985-го и кончая августом 1991-го, по сути представляла собой сплошную „полосу бифуркации“. Ведь отнюдь не только 19 августа 1991 г., но и в любой другой предшествовавший момент М.С. Горбачев, даже с поправкой на его сокращавшуюся, подобно шагреневой коже, легитимность, имел возможность развернуть государственный корабль на „180 авторитарных градусов“ и направить начавший крениться и давать „перестроечную течь“ СССР, а по сути — великую российскую державу — назад, в привычную для нее репрессивно-полицейскую, директивно-имперскую „гавань“.
Более того, в этом случае у Горбачева появлялся бы шанс на то, чтобы в условиях жесткого подавления вольномыслия и оппозиционной активности постепенно начать возвращать себе утраченные «проценты» самодержавной легитимности.
Однако Михаил Горбачев остался до конца верен своим перестроечным идеалам, которые в конце концов оставили лично его без работы, а СССР — без будущего.
Ответ на вопрос о том, стоила ли игра свеч и является ли распад Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой XXI века» или же, напротив, «светом в конце тоталитарно-имперского тоннеля» для десятков и даже сотен миллионов людей, выходит за рамки настоящей статьи…»
Даниил Коцюбинский, историк, жуналист