Posted 30 августа 2022, 11:29
Published 30 августа 2022, 11:29
Modified 1 февраля, 19:12
Updated 1 февраля, 19:12
Ковидный кризис, а также нынешний СВО-шный контекст отчетливо показывают, что российские власти облюбовали режим неопределенности и нашли в нем удобные для себя моменты, которые сказываются на публичном позиционировании.
Планы правительства по восстановлению экономики после ковида, предполагавшие значительный рост в этом и особенно в следующем году, по понятным причинам пущены под откос. А губернаторы и вовсе предпочитают не делать долгосрочных прогнозов и даже не транслируют стратегического видения социально-экономического развития в вверенных им регионах.
Губернаторские выборы этого года уже показали, что повесткой долгосрочного развития избирателя накормить не получится. В ряде регионов врио губернаторов и их пиарщики попробовали это сделать, но ответом был скепсис граждан: футурулогическая тема и желаемый vision регионального развития явно не заходят. Люди хотят развития, но сомневаются в возможности его осуществить полноценно в перспективе следующих лет. Ну а институт репутации в российской политике работает весьма специфически.
Руководители регионов предпочитают говорить о реализованных проектах, а также об освоенных средствах в рамках нацпроектов и прочих госпрограмм. Таким образом создается специфическая картинка: проект реализован, то есть пуговицы пришиты, а целый пиджак не получается, так как социально-экономических проблем, в том числе и демографических, меньше не становится. Но это выходит за скобки позиционирования, за исключением самых громких провалов отдельных губернаторов. Между тем нереализованных проектов и срывов сроков реализации профинансированного строительства социальных объектов становится больше — это будет еще заметнее осенью.
Все это напоминает позднесоветскую стилистику управления, когда министры и первые секретари ЦК компартии в союзных республиках только и занимались тем, что отчитывались о произведенном хлопке, калошах и предпочитали «не замечать» общих негативных тенденций развития, как тогда говорили, народного хозяйства. Проще говоря, губернаторы рассказывают о строительстве роддомов и увеличении помощи многодетным в рамках соцпрограмм, а регионалист Наталья Зубаревич считает статистику рождений и смертей — и получается неприглядная общая картина по всем регионам страны.
Тема с импортозамещением сразу же после начала СВО была в фокусе внимания общества, был актуализирован соответствующий запрос, который обнажил многие проблемы. Как следствие, курирующий направление вице-премьер Денис Мантуров в июле заявил, что товаров скоро станет достаточно и тема параллельного импорта может стать неактуальной. Гениальное просто. Хотя иногда, говорят, простота хуже воровства…
Темы, в которых успех сомнителен, будут просто обходиться без системного анализа. Общество хочет надеяться на благоприятное будущее, но сейчас социально-экономические улучшения кажутся маловероятными, плюс горизонты планирования сужены.
Общество ждет, что власти не будут принимать непопулярных решений, но прочих значительных ожиданий от власти не так много. СВО очень понизила планку ожиданий.
Общество в очередной раз нацелено на параллельное сосуществование с властью по принципу «лишь бы меня/нас не трогали», ну а патриотическую поддержку курсу государства подавляющее большинство граждан готовы оказывать. Собственно, это и власть устраивает. Получается такой параллельный консенсус. Он же — консолидация. Так в геометрии не бывает, а вот в политике, да еще российской, случается и не такое.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»