Posted 23 августа 2022, 10:40
Published 23 августа 2022, 10:40
Modified 1 февраля, 19:09
Updated 1 февраля, 19:09
Однажды в России увлеклись пиаром. Это однажды — мифические девяностые. В то время все увидели, как из ничего за счет медиа и рекламы можно было сделать все, создать легенду и заставить верить в нее миллионы. В этот момент в России поверили, что пропагандой можно решить любую проблему. Пропаганда работает как волшебная палочка — хоп и готово. Не решается проблема — значит, мало было пропаганды, надо больше.
Недавно нам было объявлено, что «пьют русские мужики и будут пить, исправить это можно только пропагандой… здорового образа жизни».
Пропаганда — и точка.
Но когда этот рецепт не сработает, то можно будет вернуться и переосмыслить проблему чуть глубже. И тогда искатели обнаружат, что русские мужики пьют, потому что:
1. Алкоголь — самый доступный, эффективный способ эмоциональной разрядки и физического расслабления после стресса и/или физического труда. Меньше тревоги — меньше употребления крепких спиртных напитков. Меньше физического труда, больше автоматизации, выше уровень образования — меньше употребления крепких спиртных напитков.
2. Многие мужики — алкоголики во втором, третьем или даже более поколении. Тяжелый физический труд и/или стресс — обыденность для россиян десятки и сотни лет.
3. Любые запреты (на время, дни недели или даты продажи алкоголя, возрастные ограничения и пр.) не работают, потому что алкоголь — это наркотик, вызывающий зависимость, а значит, зависимый, несмотря на ограничения, всегда найдет способ отовариться заманчивым напитком.
4. Любая пропаганда и внушения не работают по той же причине.
5. Алкоголизация — часть образа жизни миллионов людей в стране: от паутины пивных и алкомаркетов, захватывающих все старые и в кратчайшие сроки новые районы, до отношений с женщинами, друзьями и т. д.
6. В стране нет системы реабилитации алкоголиков, потому что учет у нарколога означает крест на любой карьере, лечение алкоголизма маргинализируется, проблема из официальной медицины переходит пограничные формы.
Россия должна стать менее стрессовым, более осмысленным, высокотехнологичным местом, чтобы люди перестали пить как не в себя. Это будет происходить постепенно, долго, и двигаться надо поступательно.
Иначе пьяный угар продолжит уносить миллионы мужских жизней, а в медицинской статистике проходить лишь как дополнительный фактор в смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, бытовой преступности, ковида и т. д.
Для тех, кто захочет прибежать в комменты и написать «посмотрите на карту пабов Великобритании, употребление водки в Финляндии, крепленых вин в Португалии и т. д.», у меня есть ответ: они от этого не мрут как мухи. А знаете, как это проверить? Очень просто — у них нет такого разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, и вообще средняя продолжительность жизни на 15-20 лет больше, чем в России.
Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»