Posted 23 августа 2022, 07:33
Published 23 августа 2022, 07:33
Modified 1 февраля, 19:08
Updated 1 февраля, 19:08
В последние годы появилась мода говорить с презрением о различных пострадавших в нашей бесконечной череде кризисов категориях населения — от валютных ипотечников до обманутых дольщиков или вкладчиков лопнувших банков. В последние месяцы к ним прибавилась обширная, минимум в несколько миллионов человек, категория «частных инвесторов», соблазнившихся рассказами и мантрами о выгодах инвестиций на «растущем» российском фондовом рынке.
Ругателей можно отчасти понять — разновидность некоего стокгольмского синдрома, попытка объяснить и защититься от окружающей действительности, ну и легкая радость, что конкретно ты в этот раз увернулся от государственного катка.
Но если объективно, то вся вина тех же валютчиков в том, что они прислушались к мощной пропаганде о крепком рубле, раздававшейся регулярно из всех зомбоящиков, и рассказам чиновников. То есть слушали государство.
Вкладчики, которые несли свои деньги в банки, также в основной своей массе не могли проконтролировать отчетность и вывод из конкретного банка капитала. В абсолютном своем большинстве они имели дело на момент вкладов с лицензированными и солидными, по крайней мере с виду, финансовыми организациями, готовыми предоставить все необходимые справки от Центробанка. То, что потом обнаруживались дыры в балансах на десятки и сотни миллиардов, — опять же привет государству и контролирующим инстанциям.
Тему можно продолжать — от тех, кто неразумно вышел из долларов в рубли перед 2014 годом, к тем, кто ушел из рублей в доллары после 24 февраля; от купивших у застройщика с репутацией и всеми справками квартиру на стадии котлована, к тем, кто вложился в «мощно растущий» российский фондовый рынок в последние годы.
В принципе, куда ни сунься — прокол один: люди поверили в обещания отчизны и в то, что здесь можно что-то честно заработать и получить, играя по предложенным системой правилам. Ну а как им не верить государству, если оно у нас сейчас практически везде?
Если продолжать мысль, то единственный вариант хоть как-то гарантировать сохранность сбережений — ночью закопать баксы с золотом в диком лесу или просто сваливать отсюда и начинать сберегать и накапливать на чужих берегах.
И то, что критикующих умников еще не нагрели одним из тысячи путей, — это не результат их исключительности, а всего лишь недоработка нашей прекрасной системы.
Андрей Никулин, преподаватель философии