Posted 16 августа 2022, 07:30
Published 16 августа 2022, 07:30
Modified 1 февраля, 19:05
Updated 1 февраля, 19:05
Споры о том, что происходит в российском обществе, не утихают уже полгода. Действительно, ситуация сложная, а весомые аргументы есть у сторонников прямо противоположных точек зрения.
Одни указывают на данные соцопросов, на слабость видимого протеста, на обескураживающие результаты личного общения с родственниками, друзьями, коллегами и случайными встречными.
Другие не менее обоснованно указывают на то, что никакого энтузиазма в обществе тоже нет, мало кто готов активно помогать государству, частные автомобили с известной буквой встречаются на улице в пропорции «один на тысячу», а уж желающих лично поучаствовать в происходящем и вовсе кот наплакал. И да, тоже ссылаются на свой опыт общения с окружающими.
На мой взгляд, это противоречие в значительной степени объясняется одним важным фактором (подчеркну, что речь идет о личных наблюдениях, которые представляют собой скорее гипотезу, чем научную истину). Дело в том, что значительная часть (а может, и большинство) сограждан уже много лет живет в парадигме максимального дистанцирования от государства. Эту парадигму можно выразить формулой «я государству не мешаю, взамен пусть и оно не мешает мне».
В ее рамках формальная лояльность и отсутствие претензий к властям являются лишь обязательствами в рамках своеобразного пакта о ненападении. Я знаю, что там наверху не все гладко, но не вмешиваюсь, потому что и сам не всегда соблюдаю законы; я ничего не жду от государства, но пусть и оно ничего не ждет и не требует от меня; я не лезу к чиновникам, но пусть и они не лезут ко мне.
Именно здесь находится ответ на вопрос «почему коррупция и пенсионная реформа возмущают людей меньше, чем необходимость носить маску и делать прививку?» — масочный режим и принудительная вакцинация воспринимались именно как нарушение этого неписаного «пакта о ненападении» со стороны государства. Поэтому и сейчас люди готовы на словах одобрять и давать положительные ответы — если государство не станет требовать от них ничего, кроме этих слов.
Николай Власов, историк