Posted 1 августа 2022, 19:09
Published 1 августа 2022, 19:09
Modified 1 февраля, 18:58
Updated 1 февраля, 18:58
Индикатором пробуксовки социального разворота становится в том числе правительственный прогноз о падении спроса на жилье в России в этом году на 20%.
Конечно, если экономика находится под давлением, а про масштабные антикризисные меры и тем более реформы пока ничего не слышно, то жизнь и не улучшается, доходы граждан не растут, а бедность не отступает.
Государство уже несколько лет как вводит то одну, то другую разновидность льготной ипотеки, заботясь, конечно, в первую очередь не об улучшении жилищных условий россиян, а о том, чтобы стимулировать строительную отрасль и чтобы выстроенные объекты не простаивали, а хоть как-то продавались. В недавние времена такой ипотечный подход худо-бедно, но работал, однако сейчас забуксовал и он.
Не зря профильный вице-премьер Хуснуллин обратил внимание на опыт Казахстана, где подход к проблеме гибче и проще, чем в РФ, вследствие чего ипотека дешевле, а первоначальный взнос меньше. У Казахстана потенциал хоть и поскромнее нашего, но это государство СНГ не под санкциями, ни с кем открыто не конфликтует, а сосредоточилось на решении внутренних проблем.
У России — свой путь и вынужденное геополитическое противостояние, которое чем дальше, тем больше становится весьма затратным проектом. Однако целью технологического суверенитета и построения многополярного мира считается благополучие населения, которое хоть в большинстве и поддерживает политический курс, но хотело бы побольше заботы и поменьше бюрократии уже сейчас, а не через 10 лет, когда обещано улучшение.
Понятно, что в сложившейся ситуации за двумя зайцами не погонишься: в безусловном приоритете должна быть или геополитика, или рост доходов, а совместить одно с другим в нынешних условиях затруднительно, если вообще возможно. Но и протыкать новые дырки на ремне страны, чтобы затянуть его потуже, власти тоже не с руки, да и политически противопоказано, поскольку так недалеко и до недовольства. Верхам приходится заниматься не только спецоперацией и отпором Западу, но и экономикой с социальными вопросами.
Успехи на вспомогательных направлениях пока не впечатляют, подмога от государства точечная и скромная, а заявленной свободы народно-хозяйственной инициативы и вовсе не видать. Раскошелиться на ипотеку хотя бы по казахстанскому варианту правительству вполне по силам, но обстановка не улучшается, а потому жизнь требует куда более смелых и радикальных решений.
Власть должна придумать, как дать народу заработать и при этом его не обобрать, а население стоит перед необходимостью так наладить свое выживание, чтобы оно не выходило за рамки системы. Консенсус пока не найден, а потому правительственные головы пытаются разработать сценарии, оглядываясь на опыт соседей, у которых вообще все выстроено и сложено по-другому.
Тот же вице-премьер Хуснуллин намедни посетовал, что производительность труда у северокорейских рабочих в два с половиной раза выше, чем у россиян, и плитку подданные Ким Чен Ына кладут гораздо быстрее, чем подрядчики мэрии Москвы. Безусловно, для власти в ее сегодняшнем положении модель КНДР выглядит все привлекательнее, но невозможно двигаться вперед, оглядываясь назад и ориентируясь на не самые справедливые общественно-политические конструкции прошлого века.
Поиск своего исторического маршрута только тогда обречен на успех, когда сопровождается общественным договором и поворотом власти лицом к стране.
Telegram-канал «Мастер пера» — для Telegram-канала «Что делать»