Posted 27 июля 2022, 12:20
Published 27 июля 2022, 12:20
Modified 1 февраля, 18:56
Updated 1 февраля, 18:56
В Британии активно обсуждают итоги первых теледебатов между двумя финалистами гонки за пост лидера Консервативной партии и будущего премьер-министра. Проведенный на прошлой неделе компанией YouGov опрос членов партии тори, которые и будут решать исход гонки, показал, что глава МИД Лиз Трасс имеет преимущество в 24 п. п. над экс-министром финансов Риши Сунаком. Поэтому первые дебаты, которые прошли 25 июля на платформе BBC1 в прайм-тайм, рассматривались как возможность для Сунака изменить ход игры. Видимо, это определило более наступательный стиль ведения дебатов со его стороны.
В центре вновь оказались подходы соперников к будущей финансово-экономической политике, и здесь более профессионально подкованный Сунак не стеснялся перебивать Трасс и оценивать ее предложения как безответственные и аморальные. Впрочем, глава МИД не оставалась в долгу, и дебаты временами перерастали в обмен колкостями и обвинениями.
Трасс вновь резко критиковала повышение налогов, начатое Сунаком в последнее время для сбалансирования бюджета, который сильно просел в период пандемии, и для финансирования системы здравоохранения. С ее точки зрения, именно это неизбежно толкает страну к рецессии. «Разрушать экономику с целью быстрейшего сокращения госдолга было бы масштабной ошибкой», — заявила Трасс. В случае прихода на пост премьера она обещает немедленно начать масштабное снижение налогов и отменить увеличение взносов на систему социального страхования. По ее расчетам, это приведет к экономическому росту и уже через три года позволит перейти к выплате госдолга.
В ответ Сунак заявил: «Вы обещаете необеспеченные налоговые сокращения на 40 млрд фунтов стерлингов, т. е. 40 млрд новых заимствований. Это станет для страны кредитной картой, и нашим детям и внукам придется платить по счетам, по которым мы не готовы платить. В этом нет ничего общего с ценностями консерваторов». Экс-министр финансов настаивал, что нынешнее налоговое бремя — самое высокое за последние 70 лет — является результатом беспрецедентного уровня госрасходов, которые были необходимы для поддержания на плаву экономики и граждан в период пандемии.
Экономика стала главной линией противостояния между Сунаком и Трасс, но даже в тех вопросах, где в ходе дебатов отсутствовали разногласия, не обходилось без упреков. Так, оба позиционировали себя как твердые сторонники «Брекзита» и, стремясь заручиться симпатией антииммигрантски настроенных рядовых тори, поддержали противоречивый план депортации соискателей убежища в Руанду. Но Сунак не преминул напомнить, что перед референдумом 2016 г. Трасс агитировала за сохранение членства в ЕС.
На выходных Сунак объявил о своих планах по борьбе с влиянием Китая, назвав его «угрозой номер один» для британской и глобальной безопасности. Тем не менее во время обсуждения на дебатах темы Китая Трасс отметила, что всего месяц назад министерство финансов призывало к более тесным экономическим связям с Пекином.
Любопытно, что Трасс обозначила свою готовность в случае победы пригласить Сунака в правительство, а тот дал понять, что принял бы такое предложение. Однако после дебатов представитель Трасс заявил: «Сегодня вечером Риши Сунак показал, что он не подходит для работы в кабинете. Его агрессивное и крикливое поведение выпускника частной школы (Сунак окончил привилегированный Винчестер) является неподобающим и служит подарком для лейбористов».
Вообще, ожесточенный тон дебатов, местами срывавшихся на перепалку, вызвал озабоченность у многих депутатов-тори, которые опасаются, что ход соперничества Сунака и Трасс представляет партию в невыгодном свете. Правоконсервативная Daily Mail по этому поводу написала: «Никому не нравится вытаскивать свое грязное белье на публику. Кроме, похоже, партии тори… Обмен оскорблениями — неподходящий путь, чтобы произвести впечатление на рядовых членов, не говоря уже об избирателях перед следующими выборами». Опрос телезрителей после дебатов показал, что Трасс сохраняет заметное лидерство среди сторонников тори. У Сунака остается не так много шансов, чтобы изменить ситуацию.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co