Posted 14 июля 2022, 09:44
Published 14 июля 2022, 09:44
Modified 1 февраля, 18:50
Updated 1 февраля, 18:50
Перед ЦБ России возникла новая проблема — дефляция. У всех суббота — у нас четверг. Впрочем… у нас это традиционно. Росстат на неделе со 2 по 8 июля вновь зафиксировал дефляцию (-0,03%). Больше всего подешевели составляющие сезонного «борщевого набора»: капуста (-13%), свекла (-8%), картофель (-7,6%). Цены на полеты экономклассом между тем выросли на 5,4%.
В своем докладе аналитики ЦБ утверждают, что падение уровня потребительских цен в июне связано с укреплением рубля и внесезонным снижением цен на плодоовощную продукцию. С поправкой на действие этих факторов текущий рост потребительских цен оценивается как повышенный относительно цели Банка России. А проинфляционные риски — как более высокие по сравнению с дезинфляционными. Перевожу на русский: аналитики ЦБ полагают, что рано радоваться. Инфляция еще может поднять свою голову. Поднимет?
Чего ожидаем мы? Небольшое ослабление рубля, а также дефицит предложения, вероятно, окажут повышательное давление на инфляцию. Но крайне незначительное. Пока.
Проблема в том, что без увеличения доходов населения добиться роста потребительского спроса будет непросто. А сегодня со спросом — реальная беда. Люди поджались. Предприятия стали серьезно экономить. Наконец, многие рассчитывали на дивиденды. А что с ними? А вот то самое. С одной стороны, огромные деньги в виде дивидендов не зашли в экономику и не были получены людьми. С другой стороны, очень сократились и сбережения людей.
Не забываем: россияне массово пошли на рынок еще год назад и… традиционно были ощипаны. При этом ЦБ всячески дестимулировал достаточно долгое время увеличение спроса на деньги за счет высокой ставки. Другое дело, что делал он это вынужденно. Для защиты системы от слома.
Государство анонсировало многотриллионные вливания в экономику. И… как-то пока их особо не видно. Так откуда в данной ситуации взяться инфляции?
А теперь начинается самое интересное. Для того, чтобы понять, что дальше, разберемся в следующем.
Ожидать ли от ЦБ революционных шагов в плане снижения стоимости денег? Боюсь, что нет. Скорее всего, получим в ближайшее время еще снижение ставки на 100 б. п. И все. И при текущей дефляции получим к августу ставку в размере 8,5%. Не ниже. А к осени — скорее всего, 7,5-8.
Почему? Обращаемся к документам от ЦБ. «Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 14,0–17,0% в 2022 г., снизится до 5,0–7,0% в 2023 г. и вернется к 4% в 2024 г.» Это недавний прогноз.
Зачем в данной ситуации ЦБ что-то резко менять? Все идет по плану. Инфляция в моменте побеждена? Факт. Риски существуют? Да… Так зачем суетиться? ЦБ отвечает за что — за рост экономики? Нет. За занятость населения? Опять нет. Здесь, если что, пусть болит голова у тех, кто за все это отвечает.
Логика ясна. И давить на ЦБ — а давайте-ка ребятки, помогите экономике, дайте дешевых денег стране — конечно, можно. Но толк будет? Вряд ли. ЦБ четко разложит по полочкам ситуацию с рисками — и на этом все закончится.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan