Posted 8 июля 2022, 09:08
Published 8 июля 2022, 09:08
Modified 1 февраля, 18:47
Updated 1 февраля, 18:47
Один из ключевых вопросов западной политики — доверие. Причем политик может при некоторых условиях даже в ситуации раскрученного медийного скандала сохранять доверие на секторальном уровне. Как это произошло с Франсуа Фийоном, которого в разгар президентской избирательной кампании 2017 года обвинили в злоупотреблениях. Он не сошел с дистанции, потому что сохранил доверие католического электората, благодаря которому до этого выиграл праймериз республиканцев. Участники большого митинга на площади Трокадеро выразили ему свою поддержку («Фийон, держись, ты нужен Франции»). Но стать победителем общенациональных выборов он уже не мог.
Секторальное доверие может помочь попавшему в скандал политику в США сохранить свои позиции в твердом «красном» или «синем» округе в Конгрессе — там избиратели готовы поверить в версию о заговоре со стороны идеологических противников. Но тут вступает в силу логика общенациональной политики — и партийное руководство требует от такого конгрессмена подать в отставку (если он не сделал этого заблаговременно), так как тот становится обузой для партии. Что может быть использовано и в президентской кампании, в которой данный политик, понятно, не участвует.
Доверие в общенациональном масштабе — вопрос куда более важный. Именно кризис доверия (а не конкретные политтехнологические промахи в штатах «ржавого пояса») стал главной причиной поражения Хиллари Клинтон в 2016 году. И Дональд Трамп, постоянно повторяя Crooked Hillary Clinton, успешно использовал этот фактор.
Вынужденная отставка Бориса Джонсона связана именно с проблемой доверия, причем распространившейся на традиционных избирателей консерваторов, привыкших к солидности и респектабельности. Речь идет не об образе политика в целом (он уже сложился к моменту успешных для Джонсона выборов 2019 года), а о конкретном поведении, противоречащем принципу общественной солидарности, особенно актуальному в период пандемии. Так что подорвано оказалось даже секторальное доверие, что и сделало отставку неизбежной.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co