Posted 5 июля 2022, 09:07
Published 5 июля 2022, 09:07
Modified 1 февраля, 18:45
Updated 1 февраля, 18:45
Регулярно случающаяся турбулентность в странах Центральной Азии определяется состоянием институтов в этих странах, а также ассиметричным распределением ресурсов: правящие кланы получают почти все, а остальным достаются жалкие кусочки.
С начала года жесткая турбулентность, характеризующаяся применением насилия и масштабными человеческими жертвами, случилась уже в трех республиках: Казахстан, Таджикистан, а теперь и Узбекистан.
Нынешние протесты и столкновения граждан с силовиками в Каракалпакстане в некоторой степени сопоставимы с событиями в казахском Жанаозене января 2022 г., а также с недавними «мятежами» в Горно-Бадахшанской автономной области (Таджикистан).
Во всех случаях местные элиты слабо представлены в республиканской власти, а жители чувствуют себя обделенными в экономическом плане. Каракалпаки борются за свой суверенитет, но базис у протестов также экономический.
В Казахстане власти в итоге предпочли договориться, хотя кровавого статиса избежать не удалось. В Узбекистане также идут по этому пути и пытаются найти компромисс с местными элитами, но и от силового давления не отказываются. В Таджикистане правящему Эмомали Рахмону нечего предложить памирцам из Горного Бадахшана, поэтому лидеры протеста были объявлены «бандитами», а часть из них уничтожена. При этом среди них было немало местных элит, чья собственность позднее была, так сказать, перераспределена.
Все страны Центральной Азии идут по пути Китая и подавления всех нацменьшинств. Казахстанский сценарий, когда события из одного региона перетекли на остальные, в Узбекистане сейчас невозможен: каракалпаки обособлены как этническая группа и протесты не перейдут на всю страну, а этнические узбеки не выкажут им никакой массовой солидарности. Тем не менее эти центральноазиатские кейсы вряд ли можно рассматривать как нечто отдаленное.
Если у автократий есть (как у Казахстана) экономические ресурсы и возможность заливать все проблемы деньгами — они это делают. Если такой возможности нет (как в Таджикистане) — наступает режим жесткого, ничем не прикрытого силового подавления несогласия.
В Казахстане относительно преуспели в урегулировании конфликта. Возможно, так же и будет в Узбекистане. Однако путь унифицирующей централизации и подавления национальных меньшинств сам по себе губителен и закладывает под собой основу для новых противоречий, которые институции стран Центральной Азии позволяют «решать» только с применением насилия и крови.
При этом сама постоянно возрастающая централизация и унификация нужна для закрепления доминирующего положения правящего класса и его приоритетного «права» на ресурсы. Получается замкнутый круг: периодически случающиеся статисы внутренне присущи политическим системам такого типа. Нынешний каракалпакский статис пока не дотягивает до кровавых событий в Андижане 2005 г., однако он, к сожалению, еще и не завершен.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»