Posted 2 июня 2022, 07:14
Published 2 июня 2022, 07:14
Modified 1 февраля 2024, 18:27
Updated 1 февраля 2024, 18:27
В сегодняшних условиях у режима есть один важный союзник. Это — иллюзия нормальности.
Если бы мне, например, не хотелось знать ничего о происходящем, а хотелось делать вид, что ничего не происходит, никаких серьезных усилий для этого прилагать бы не пришлось. Просто не смотреть телевизор и не заходить на новостные сайты в интернете. И тогда повседневная жизнь не сильно отличается от той, которая была, скажем, три года назад.
На улицах весна, люди спешат по своим делам, магазины и кафе работают. В парках и на детских площадках — семьи с детьми, фестиваль тюльпанов, прогулочные теплоходики рассекают гладь Невы… Даже наглядная агитация не особенно бросается в глаза — ее, положа руку на сердце, так немного, что можно вообще не замечать.
Цены, конечно, выросли — но когда они у нас снижались? Они растут то плавно, то скачками все последние годы. Заблокированы некоторые популярные сервисы — но, опять же, ничего нового и необычного (вспомним историю с «Телеграмом»).
В общем, у желающих «продолжать жить как прежде» для этого пока есть все возможности — конечно, при соблюдении определенных правил и строгой информационной диеты. Это позволяет миллионам людей делать вид, что ничего не происходит, и всячески избегать встречи с ужасом.
Мне кажется, где-то «наверху» это хорошо понимают и пытаются удержать баланс между усилиями по мобилизации части общества и «мягкой демобилизации» другой, весьма значительной его части. Задача, прямо скажем, непростая. Более того, в нынешних условиях с течением времени она будет становиться все сложнее. Задаваться вопросом «а что случилось?» будет все больше людей по все большему числу поводов.
К каким конкретным последствиям это приведет, я не знаю (и, думаю, никто не может в точности предсказать). Но что последствия будут, уверен.
Николай Власов, историк